Мы используем файлы cookie. Используя сайт realt.by, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

$1.321 м.кв. О проектеРеклама на Realt.by
Регистрация

«Вместо JYSK открылся «Ами Мебель». Что сейчас происходит с торговыми центрами Минска

28.10.2022 8428

«III квартал для рынка торговой недвижимости оказался неплохим. Многим объектам удалось закрыть вакантные площади. Получилось в основном удержать на прежнем уровне ставки аренды. Хотя были риски, что III квартал для сегмента окажется хуже по многим параметрам», отметил партнер, исполнительный директор NAI Belarus Андрей Алешкин. Realt изучил краткий отчет о состоянии торговой недвижимости за III квартал от NAI Belarus.

В III квартале 2022 года на рынке ритейла и торговой недвижимости ожидалось, что откроется ТРЦ Minsk City Mall, однако открытия пока не случилось.

— На этот квартал выпало две даты, к которым это могло произойти: сначала День Независимости, затем новый ожидаемый рубеж — День города в сентябре. Предварительно эти даты несколько раз озвучивались на различном уровне, — заметили авторы отчета.

Реально завершен строительством был другой крупный объект торговой недвижимости — корпус рынка на территории ТРЦ «Экспобел».

— Это крупный 2-этажный корпус, общей площадью немногим менее 33 тысяч квадратных метров. Данный объект в контексте коммерческой недвижимости спорный в том плане, стоит ли его относить к объектам современной торговой недвижимости. С одной стороны, он имеет крупную площадь, довольно качественную отделку и инфраструктуру для вещевых рынков. С другой — все же это не совсем ТЦ, прежде всего, это вещевой рынок под крышей, рассчитанный на размещение практически 1400 мелких арендаторов. В любом случае, появление крупного специализированного корпуса на территории «Экспобела» — значимое событие, поскольку это вывод на новый качественный уровень организации мелкорозничной торговли, в которой задействованы преимущественно индивидуальные предприниматели.

В III квартале появилась информация, которая может в перспективе определить судьбу одного из наиболее крупных долгостроев в сегменте — МФК «Магнит Минска».

— После признанной перспективной переориентации ТЦ «Столица» в торговый центр по реализации товаров белорусского производства, начали на высоком уровне рассматривать вариант достроить объект за счет бюджета города и преобразовать его также в крупный центр торговли продукцией белорусской промышленности. Озвучено и предварительное название объекта: Торговый дом «Произведено в Беларуси». Однако на конец квартала особой активности по строительно-монтажным работам здесь не наблюдалось, хотя по заявленным планам завершить проект поручено до конца 2023 года.

Спрос на площади под общепит

Спрос на рынке торговой недвижимости авторы отчета называют умеренным, без высокой конкуренции.

— Однако открытия новых объектов розницы или общественного питания происходили во многих торговых центрах. Касательно помещений под размещение продовольственных якорей, то здесь вообще не ощущалось даже намеков на падение спроса: все новые предложения по аренде, все предложения, образовавшиеся в результате ротаций — все в короткие сроки находили новых арендаторов.

Кроме этого, отмечается успешное заполнение площадей в ТЦ Green Time, в котором недавно начали работать новые магазины и отделения банков.

— Рынок спроса постепенно вырабатывает правила работы в условиях влияния санкций. Так, ответом на произошедшее сокращение арендуемых площадей международными брендами, стало расширение так называемых «концептуальных пространств», где представлены белорусские дизайнеры со своими коллекциями. В ТРЦ «Галилео» организовано пространство Boulevard Concept Store, где представлены как известные мировые бренды, так и бутики ряда белорусских дизайнеров; в ТРЦ «Галерея Минск» организовано пространство REOPENING TREND PARK!, в котором представлен 21 дизайнерский магазин; в ТРЦ «Дана Молл» открылось пространство WEARE с 20 белорусскими брендами. Все эти пространства или были организованы, или расширялись и развивались в период III квартала.

В то же время локальные российские сети выходили на наш рынок слабее, чем ожидалось.

— И эксперты, и менеджмент сетей объясняют это тем, что после ухода многих международных брендов активизировалась внутренняя «борьба» за появившиеся вакантные площади в популярных объектах, многие из которых крайне интересны для ритейлеров и ранее были им недоступны (собственники просто не пускали «местечковых», когда в объекты шли международные сети). Процесс освоения внутреннего рынка может занять весь 2022 год и даже начало 2023-го, поэтому ближайшие месяцы большинству из них не до наших торговых центров. Тем не менее можно отметить, что отдельные открытия были. Например, новые торговые объекты сетей Kari, Savage.

Кстати, в России также набирают обороты аналоги наших «концептуальных пространств». И масштабы там значительно более крупные. Например, на площадях ТРЦ «Афимолл Сити» в августе был организован универмаг «Телеграф» с магазинами более чем 70 российских дизайнеров и производителей одежды и обуви. Существуют и сетевые универмаги, представляющие интересы национальных дизайнерских брендов во многих городах и регионах, как, например, универмаг российских дизайнеров SLAVA.

«Торговому сегменту переходить на рублевые ставки было проще всего»

Сектор торговой недвижимости, как и другие сегменты коммерческой недвижимости, в период III квартала были озадачены переходом на рублевые ставки без привязки к какому-либо номиналу.

— Надо отметить, что собственники и девелоперы торговых объектов и проектов, а также и арендаторы были в числе наиболее активных участников, кто выносил на рассмотрение различные варианты наиболее приемлемого и безболезненного перехода от традиционного еврономинала на рублевые ставки арендной платы.

Между тем, именно торговому сегменту как раз проще было переходить на привязку к рублям, поскольку в секторе уже не первый год широко практикуется или применение привязки чисто к проценту от товарооборота, или гибридная ставка, когда есть небольшой зафиксированный уровень плюс процент от выручки.

Если же ориентироваться на уровень ставок в переводе на фиксированный уровень, размер устанавливался исходя из действовавшего на момент перехода еврономинала в пересчете ориентировочно на ±2,6 рубля за евро.

Были отдельные случаи и нехарактерного для рынка перехода, когда, например, собственники площадей еще в августе, даже не вникая в споры о возможных вариантах предстоящего ценообразования, установили, что ставка отныне — экс- еврономинал умноженный на 4. Но это относилось только к отдельным объектам на рынке, имеющим лист ожидания, и только к небольшим помещениям в прикассовой зоне. Основная масса игроков такой вольности просто не могла позволить в нынешней ситуаци

«На площадях бывшего JYSK в ТЦ «Гиппо» на Горецкого открылся мебельный супермаркет сети «Ами Мебель»

Заметного роста вакантности на минском рынке торговой недвижимости не произошло и в сложном по геополитическим причинам I полугодии 2022 года, поскольку сохранялся умеренный спрос на торговые площади, а отказ от аренды в период марта-апреля не носил массового характера, считают в NAI Belarus.

— В III квартале 2022 года можно говорить о реальном снижении риска роста вакантности. Прежде всего сократилось число свободных площадей, образованных за небольшой временной период в процессе ротаций. В частности, на такого типа площадях открывались упомянутые ранее «концептуальные пространства». Заполнялись и те площади, с которых все-таки уходили международные бренды. Например, на площадях бывшего супермаркета JYSK в ТЦ «Гиппо» на ул. Горецкого открылся мебельный супермаркет сети «Ами Мебель».

Кроме этого, в III квартале снова открылись магазины H&M, чтобы распродать остатки.

— Были иные открытия в торговых центрах Минска, заполнялись площади нового объекта на рынке торговой недвижимости, ТЦ «Грин Тайм». Все это в целом способствовало снижению уровня текущей вакантности. Общему уровню снижения вакантности способствовало и то, что новые магазины белорусских производителей открывались на площадях в ТЦ «Столица», ранее имевшем довольно значительную вакантность. Так, если по состоянию на I полугодие в этом ТЦ представительство белорусских брендов занимало более 55% площадей, то к концу III квартала доля национальных арендаторов составила более 75%. Из действующих объектов на данный момент довольно высокая вакантность сохраняется в МФК «Центрополь», в котором имеется довольно просторная торговая зона.

Читайте также:

В Минске открылся первый в Беларуси фудмолл. Что это такое и как он выглядит?

На месте касс «Белавиа» в самом центре Минска откроется американский фастфуд

Прямо за стеной центрального "МакДональдса" Минска открылся еще один фастфуд

Читать:

Витрина

Продается база отдыха

4 га земли в заповедном парке «Урочище Пышки» 10 капитальных строений , все коммуникации

Светлана

Контакты: +375 29 677-5...

ЖК "Променад", р-н Лебяжий

Продажа квартир в новом доме в ЖК "ПРОМЕНАД" в микрорайоне "ЛЕБЯЖИЙ"! Получить ключи и заселиться в новую квартиру в максимально короткие сроки! Выгодные условия по рассрочке от застройщика.

Рассрочка от застройщика

Контакты: +375 44 561 86 18

Лента новостей