$1.215 м.кв. О проектеРеклама на Realt.by
Регистрация

«Хуже уже не будет». Репортаж с борющегося за жизнь авторынка «Малиновка», «точка» на котором раньше стоила $ 10 тысяч

20.01.2021 4 7548

Автор: Марина Кремер, Фото: Павел Садовский

Авторынок «Малиновка» выставлен на продажу за $ 17 миллионов. Что это значит для Минска? Исчезнет ли рынок? Мы решили съездить в по-настоящему уникальное место, чтобы поговорить с продавцами всего, что нужно для автолюбителей. Репортаж о безысходности, надеждах и вере в лучшее от представителей уходящей эпохи уличной (и не только) торговли.

«Это единственный авторынок в Беларуси, где можно найти все»

Рынок работает 26 лет, и за это время здесь многое менялось, но в основном все узнаваемо даже для явных старожилов. Мы приезжаем на авторынок в будний день, на стоянке не очень много машин. На улице морозно, поэтому сразу заходим в крытую часть авторынка. На первом этаже немало открытых павильонов. Людей для буднего дня прилично (правда, потом выяснилось, что большинство из них — это сами продавцы). В целом, здесь чувствуется жизнь, но есть стойкое ощущение, что сработала машина времени, и я перенеслась на 15−20 лет назад. Похожая атмосфера была тогда на вещевых рынках, где привезенными из России джинсами торговали ушлые продавщицы и отовсюду слышалось сакраментальное: «Вам очень идет». Здесь продавцы настроены не так оптимистично, но проблемой всему видят не смену собственника, а скорее ситуацию в стране и коронавирус.

Подхожу буквально в первый торговый павильон и оказывается, что продавец не знает о том, что рынок выставлен на продажу. По его словам, он здесь работает недавно, и поэтому «свое мнение оставит при себе». Продавцы в магазинчиках от официальных диллеров так же немногословны.

На первый взгляд, новость о продаже авторынка никак «не трогает» арендаторов. Продавец автозапчастей Александр, например, считает, что «хуже уже все равно быть не может»:

— Авторынок «Малиновка» — это свой мир, в основном, за счет людей, которые здесь работают. Здесь есть преемственность. Даже тот, кто новенький сюда приходит, это либо родственник, либо люди, которые… Ну как-то не принято здесь, чтобы кто-то со стороны работал — специфика самих продаж автозапчастей. Даже новые люди, которые сюда приходят, они не выдерживают: много времени нужно обучаться, а доходы уже далеко не те, что были лет 10−15 назад.

— Почему доходы не те? Высокая аренда?

— Да, высокая аренда. Здесь много раз были небольшие стачки по снижению аренды, но не изменилось ничего. Конкретно в этом месте очень много частных павильонов, а на втором этаже и на улице — там арендуют. У меня было 2 павильона на улице, но держать аренду в нынешних условиях невыгодно — 30 евро за «квадрат». И я уже полтора года как отказался.

Но у Александр есть павильон в собственности, поэтому спрашиваю:

— А если рынок продадут, как Вы думаете: что-нибудь изменится?

— Главное, чтобы хуже не было. Хотя… Куда уже хуже? Работа по привлечению клиентов тут не проводится уже давным-давно. Платный туалет, платные заезды. Наверное, это единственный торговый центр, который не идет навстречу потенциальным клиентам. Поэтому хуже… я не знаю. Это только если полностью профиль поменять. Но сейчас это единственный авторынок в Беларуси, где можно найти все.

Продавец еще одного павильона работает, по его словам, здесь уже 20 лет. И сейчас поток покупателей значительно снизился, но тому есть объективные причины:

— Рынок работает, как и работал — все зависит от экономической ситуации в стране. Если ситуация будет лучше, то и здесь будет лучше. А от собственника что зависит? Здесь все в собственности. Сразу строилось так, здесь все строили люди. А собственник рынка пусть что хочет, то и делает. Если умный попадется, будет развивать дальше, разовьет и все будет нормально. Тут судить нельзя, в зависимости, какая ситуация в стране. Сейчас — коронавирус, сейчас вообще все стоит: и Россия, и у нас. Но все работают.

— Ждете лучших времен?

— Надо, чтобы коронавирус прошел. Если разобраться, люди по всей Беларуси денег не могут заработать. А собственник… Кто его знает? Тут уже этих собственников было…

«Если брать ситуацию в стране, мы тут еще более-менее»

Если на первом этаже практически все павильоны в собственности, то на втором — сплошь арендаторы. Идем туда, и на пути видим обнадеживающее объявление: «Второй этаж работает!» Только попадая на этот самый второй этаж, сразу понимаешь, что объявления не всегда правдивы. Здесь открыты от силы 5 павильонов, покупателей нет. В конце ряда встречаем арендатора склада Сергея (оказалось, что часть павильонов переоборудованы в склады для интернет-магазинов):

— Здесь давно уже склады, павильоны никто не купит — там ценники баснословные. Но в аренду можно взять павильон за то, сколько кто предлагает. Да тут бесценно все! — резюмирует владелец интернет-магазина.

— Как вы считаете, людям в принципе нужен вот такой авторынок?

— Думаю, что это уже все отжившее — все уходит в интернет. Большие фирмы все повыжимали, да и пандемия. Россияне раньше ехали, а сейчас все — никто не едет, границы закрыты. Посмотрите, что творится, — Сергей показывает в сторону полупустых торговых рядов на улице. — Раньше «точка» стоила $ 10 тысяч, а сейчас за $ 1 забирает «контора».

— В смысле за $ 1 доллар его можно купить?

— Нет. Если ты оставляешь территорию, то рынок забирает ее за $ 1 доллар. А вообще здесь полно мест, приходите снимайте. Склады сдаются по 1 евро за «квадрат». Но здесь коммуналка сумасшедшая. Я за «трешку» плачу 100 рублей в месяц, а за павильон площадью 18 кв.м. — 120 рублей коммуналки.

Мы продвигаемся на улицу, как раз в те полузакрытые торговые павильоны. В нос практически сразу бьет запах «быстрой» еды в «Сайгоне», который не спутаешь ни с чем. Неподалеку, кстати, открыты еще пара «точек» с едой (в основном, это шашлык или шаурма). Но людей возле окошек на выдачу заказов нет совсем.

В самом начале торговых рядов довольно оживленно беседуют несколько продавцов, как раз обсуждают, сколько сегодня было покупателей. Подхожу, спрашиваю:

— Как здесь ситуация с покупателями? Люди приходят?

— Да вы же сами все видите — покупателей нет, одни продавцы стоят.

— А вон там двое грачей пошли, — тут же встревает в разговор еще один продавец, указывая рукой в конец торгового ряда.

— А кто такие грачи?

— Это покупатели, точнее, люди, которые ходят по рядам, спрашивают, но ничего не покупают. Они и не купят.

Другие продавцы, сидящие между рядов, активно обсуждают продажу авторынка.

— Сколько вы говорите? 17 миллионов долларов? Так и не дорого, — смеются очень тепло одетые ребята.

— Мы тут решили скинуться и купить, буквально немного не хватает, — тут же подхватывают другие. — Вот купите у нас что-нибудь, там, глядишь, и хватит.

Вадим, который по его словам, работает здесь уже 25 лет, относится ко всей ситуации философски:

— Я здесь сижу с самого начала, мне уже не хорошо и не плохо — не от чего отталкиваться. Я четверть века провел здесь, с 1996 года.

Мы еще более-менее выживаем. Послушаешь других, так им вообще нечем заняться. Мы еще с запчастями как-то держимся. А так продавцы жалуются все время, но и 10 лет назад жаловались, и 20 лет назад жаловались — ничего не меняется. Но если брать в целом ситуацию в стране, то мы тут еще нормально.

Самый большой спад по покупателям начался еще в 2014 году. С тех пор русские перестают ездить, и становится все хуже и хуже. Я это четко запомнил.

— А что нужно сделать, чтобы стало лучше?

— Давайте мы вам что-нибудь продадим. Какая у вас машина? — смеются тут же продавцы.

— А если серьезно?

— Не бывает так, чтобы везде хуже, а у нас тут лучше. Нет, конечно, — продолжает Вадим. — Даже если будет новый собственник — что изменится? Голову поменяют, а состав-то весь останется.

— Аренду уже скинули, но покупателей больше не стало, — тут же делятся своей болью продавцы с соседних павильонов. — У нас самая дорогая аренда в городе — 26 евро за «квадрат» в месяц.

— А вообще здесь остались только «старожилы» — посмотрите вон сами среди продавцов.

Когда я выхожу снова на стоянку, мимо меня проезжает типичный мерседес из 2000-х. Там, прям как по заказу, сидят коротко стриженые ребята в расстегнутых дубленках.

Ухожу с авторынка с некоторой грустью. Интересно, каким будет это место через 5, 10 лет? Изменится ли состав продавцов и будут ли они потом так же разговаривать «за жизнь» с любым пришедшим сюда человеком, будь то покупатель или просто случайно зашедший гость? Пока на авторынок «Малиновка» можно приехать в любой день, и сполна получить глоток «той самой» эпохи, со всеми ее достоинствами и недостатками.

Напомним, торги по продаже ЗАО «Торговый Мир — «Кольцо» (он же авторынок «Малиновка» в народе) пройдут 11 февраля. Объявление опубликовано на площадке Центра промышленной оценки.

Есть что сказать?

Эксклюзив Realt.by

Комментарии к новости

Для комментирования нужно авторизоваться Войти

Думаю никто кроме продавцов не расстроится, если рынок уберут вообще. Рынок и весь ритейл везде уходит в цифру. Конечно тяжело будет мелким предпринимателям переучиваться на интернет-торговлю. Но это реалии жизни. Это предприятие не несёт никакой ценности для общества, только землю занимает.
116 734
111
Тролль 20.01.2021 в 16:02
-1
Вот это новость.Я думал этот пережиток прошлого давно снесён и застроен многоэтажками.Лет 12 там точно не был,а воспоминания от него самые неприятные...
1K 349
451
Александр 20.01.2021 в 11:36
+1
Как будет через 5, 10лет?
Так электрички гораздо проще в обслуживании
Им большой рынок и не нужен
144 82
59
Муамар 20.01.2021 в 10:08
+1
Чему удивляться, если сами и говорят что как работали четверть века назад, так и работают.
Щас все хотят сделать пару кликов и дома получить товар, а не шарахаться по морозу в замкадье

Витрина

Готовые квартиры ЖК "Променад"

Продажа квартир в новом доме в ЖК "ПРОМЕНАД" в микрорайоне "ЛЕБЯЖИЙ"! Получить ключи и заселиться в новую квартиру в максимально короткие сроки! Выгодные условия по рассрочке от застройщика.

Продажа квартир в новом доме!

Контакты: +375 44 561 86 18

Опрос