Мы используем файлы cookie. Используя сайт realt.by, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

$1.368 м.кв. О проектеРеклама на Realt.by
Регистрация

Усадьбы — за кольцевую, объем ввода жилья снизить вдвое, нормы озеленения сократить. В Минске презентовали новый генплан

14.10.2015 8 7063

Анна Копричева, Анна Копричева

Действующий генплан, утвержденный в 2010 году, регламентировал развитие столицы на 20 лет вперед. Однако не прошло и 5 лет с момента его вступления в силу, как взгляды градостроителей кардинально поменялись. За год мастерская «Минскградо» подготовила проект нового Генерального плана развития города. Чем обусловлена такая срочность? Сегодня к часу дня в здании «Минскградо» собрались десятки людей, жаждущих услышать ответ на этот вопрос. Но кабинет главного архитектора смог вместить в себя только журналистов.

12 октября стартовало общественное обсуждение нового Генплана столицы. В понедельник и вторник с 14.00 до 18.00 архитекторы «Минскградо» консультировали минчан, пришедших на него взглянуть. А сегодня, 14 октября, состоялась презентация Генплана для представителей СМИ. Несмотря на то что за неимением вместительного помещения презентацию провели без участия общественности, Realt.by удалось пообщаться как с градостроителями, так и с минчанами, которые едва не взяли штурмом кабинет главного архитектора.

Презентацию Генерального плана проводил Александр Акентьев — главный архитектор УП «Минскградо». Он рассказал журналистам, какие изменения были внесены в Генплан, и чем была вызвана их необходимость.

Разработка нового Генерального плана стартовала осенью прошлого года. Взгляды на развитие города пришлось менять во многом из-за указа Президента, запретившего застройку пахотных земель, тогда как в действующем Генплане было намечено создание новых микрорайонов на месте сельхозугодий в Дегтяревке, Новом Дворе, Щомыслице, Сеннице и в других населенных пунктах ближнего пригорода.

Кроме того, Минск не потянул ударные темпы жилищного строительства: новые микрорайоны оказались некомфортными с точки зрения транспортной и социальной инфраструктуры. Поэтому в ходе разработки нового Генплана градостроители поставили для себя такие задачи:

— найти участки для строительства жилья в пределах МКАД и остановить рост численности населения столицы;

— создать транспортную инфраструктуру, при которой за 30 минут на общественном транспорте можно будет добраться в любую точку города;

— «реанимировать» дискомфортные спальные районы и создать в них места приложения труда;

— уровнять ситуацию с обеспеченностью зонами отдыха и социально-значимыми объектами в разных частях города.

Александр Акентьев подробно остановился на решении каждой из этих задач.

До 2030 года рост Минска планируется свести к нулю, остановив численность населения на 2 млн человек

— Эта норма прописана в действующем Генплане, и в новой редакции мы ее оставляем, — прокомментировал Александр Акентьев. — На сегодняшний день во многих крупных городах Минской области население убывает, хотя там есть и социальная, и транспортная инфраструктура, и жилье, и обеспеченность всем этим более высокая, чем в Минске. Нам очень важно, чтобы все города и населенные пункты развивались более или менее равномерно.

Для того чтобы ограничить рост населения, градостроителям пришлось урезать планы по жилищному строительству вдвое. Действующий Генплан разрабатывался в 2010 году, во время активного наращивания жилого фонда, поэтому и нуждался в корректировке. Если по Генплану 2010 года столица должна была прирастать не менее, чем 1,2 миллионами квадратных метров в год, то сегодня градостроители сочли, что 660 тыс. кв. м — вполне достаточно.

— Мы говорим о двухкратном снижении объемов жилищного строительства, — пояснил Александр Акентьев. — Активная застройка, тем более с государственной поддержкой, стала дополнительным притягательным бонусом для тех, кто сомневался: переселяться в Минск, или не делать этого. Мы организовали праздник для десятков, сотен тысяч минчан, которые стали новоселами, но переехав в свои дома и как-то обустроив быт, они задали вопросы: «А где школа? А где детский сад? А где наши магазины, клубы, кинотеатры?» Поэтому надо понимать, что любой перекос в ту или иную сторону всегда оборачивается против минчан, — предостерег главный архитектор «Минскградо». — В Генплане 2010 года заложена обеспеченность жильем на уровне 31 кв. м на человека. Это так называемый «европейский» уровень, когда в квартире есть дополнительная комната, в которой никто не живет. Сегодня мы достигли здорового уровня обеспеченности жильем — 19 кв. м на человека и планируем повысить его лишь до 26 кв. м.

30 минут на общественном транспорте в любую точку города

Александр Акентьев не раз возвращался к теме нехватки транспортной инфраструктуры в спальных районах города:

— Машины едва ли не представительского класса, которые мы все покупаем, требуют колоссальнейших ресурсов для развития транспортно-дорожной сети, которой реально город не имеет. И если мы все пересядем на «железного коня», то будем простаивать в пробках и убивать свое время.

Как пояснил архитектор, один из главных индикаторов комфортности городской жилой среды — это возможность за 30 минут добраться на общественном транспорте в любую точку города.

— Если ценз в 30 минут превышен, передвижение по городу становится обременительным для организма человека: транспортная нагрузка отрицательно влияет на производительность труда, атмосферу в семье и т. д.

Многие минчане сегодня обеспокоены транспортным коллапсом в Каменной Горке. Тысячи жителей ежедневно преодолевают путь из самого густонаселенного «спальника» в точки приложения труда. Как результат — Заводская линия метро оказывается перегруженной. Для того чтобы разгрузить эту транспортную ветку, градостроители запланировали строительство нового трамвайного кольца. Трамвай сможет взять на себя обслуживание Сухарево, Медвежино и других микрорайонов. Причем, как пояснили градостроители, речь идет о городской электричке — более скоростном транспорте, нежели трамвай, который обслуживает центр города.

Норма обеспеченности зелеными насаждениями снизится на 20%, во Фрунзенском и Московском районе и того ниже, зато к Минску присоединят Минское море

По действующему Генплану норма обеспеченности горожан зелеными насаждениями составляет 21 кв. м на человека. В новом Генплане этот показатель сокращается на 20% - до 17 кв.м. Для Московского и Фрунзенского района делается исключение — здесь норма составит 10 кв.м. зеленых насаждений на одного жителя.

— Зеленых насаждений в Минске очень много, — прокомментировал изменения Акентьев. — Но нам важен не факт их физического наличия, нам важно, чтобы в каждом районе в 20-минутной пешеходной доступности находились городские парки, скверы, бульвары. К сожалению, мы вынуждены констатировать: микрорайоны, расположенные в западной части города, уже настолько застроены, что обеспечить их 20-ю метрами зелени на человека у нас не получится. Зато рядом с ними расположена уникальная территория — юго-восточный берег Минского моря, которую мы внесем в черту города и за счет которой компенсируем этот недостаток. Там будут обустраиваться пляжи, прогулочные парки, и мы считаем, что включение этой территории в городскую черту будет правильным.

Кроме Минского моря, Ноттингема и Зеленого Бора в черту Минска ничего не включат

Проанализировав все ресурсы и возможности, градостроители сделали вывод, что при условии двухкратного уменьшения объемов жилищного строительства, им достаточно территорий, которые имеются в пределах кольцевой.

На свободных территориях будет построено порядка 42% запланированного объема жилья, причем речь идет о строительстве, которое уже ведется: Каменная Горка, Лебяжий, Сухарево, Брилевичи, Лошица. Главная линия строительства перекочует на восток города — в Колодищи, где раньше располагался военный полигон. В Генплане 2010 года эту территорию зарезервировали, и планировали после 2030 года освоить ее новым жильем. По новому же Генплану здесь запланировано размещение 1,5 млн кв. м жилья уже до 2020 года. Речь идет о территориях районов Ноттингем и Зеленый Бор. Там, в виде исключения, появится возможность размещения небольшого объема усадебной застройки.

Усадебная застройка в городе - только для обеспеченных минчан. «Бедные усадьбы» - за кольцевую

— Усадебная застройка в Минске занимает 22% всех жилых территорий, — отметил Александр Акентьев. — А проживает в ней сегодня 72 тыс. минчан, 4% жителей города. Для Минска это очень затратный вид застройки. И, по логике вещей, дома в частном секторе должны принадлежать обеспеченным горожанам. У нас же в частном секторе живут небогатые минчане, состояние их домов удручающее, и многие районы усадебной застройки уступают по уровню благоустройства частным домам в пригороде.

Усадебное строительство градостроители планируют развивать в направлении ближнего пригорода. Главный архитектор отметил, что в Минском районе сегодня порядка 6,6 тыс. га жилых территорий имеют плотность до 5 жителей на гектар при нормативной плотности — 20−25 человек.

— Если мы реконструируем эти сельские населенные пункты и построим их с комфортом, с сетями, то здесь можно будет разместить до 100 тыс. новых жителей. Это колоссальнейший резерв, — отметил Акентьев.

Однако градостроители пошли по пути максимального сохранения усадебной застройки на тех территориях, которые, по их оценке, являются менее ценными, нежели территории, примыкающие к главным городским проспектам и расположенные в границах второго транспортного кольца.

— Если в действующем Генплане было запланировано к сносу 70% усадебной застройки на периферии города, и лишь 30% сохранялось, то в новой редакции Генплана обратная пропорция: 70% усадеб, расположенных за пределами второго кольца, останутся нетронутыми, 30% подлежат сносу, — отметил Акентьев.

22% застройки жилья будет вестись за счет выноса производственных предприятий

Минчане уже столкнулись с выносом предприятий на территории аэропорта «Минск-1» для последующего жилищного строительства ЖК «Минск-Мир». Вторым очень крупным производственным объектом, вынос которого необходим, является птицефабрика им. Крупской — здесь тоже в ближайшие годы стартует жилищное строительство. Кроме того, градостроители разместят жилье на территории военных городков, что уже согласовано с Министерством обороны.

К двум часам в зал, где были выставлены презентационные материалы, пригласили минчан. Для них была проведена отдельная презентация.

Самыми «горячими» оказались вопросы сноса частного сектора — жителей города волновало, попали ли их дома в зону сохранения.

Общественное обсуждение нового Генплана продлится до 5 ноября. Ознакомиться с документом и задать вопросы его авторам минчане смогут в будние дни с 14.00 до 18.00, а также в выходные — с 10.00 до 15.00 по адресу Комсомольская, 8 (мастерская «Минскградо»). Здесь же горожане смогут оставить свои замечания и предложения.

Фото: Феликс Сиваков

Realt.by Недвижимость

Есть что сказать?
Читать:

Витрина

Продается база отдыха

4 га земли в заповедном парке «Урочище Пышки» 10 капитальных строений , все коммуникации

Светлана

Контакты: +375 29 677-5...

ЖК "Променад", р-н Лебяжий

Продажа квартир в новом доме в ЖК "ПРОМЕНАД" в микрорайоне "ЛЕБЯЖИЙ"! Получить ключи и заселиться в новую квартиру в максимально короткие сроки! Выгодные условия по рассрочке от застройщика.

Рассрочка от застройщика

Контакты: +375 44 561 86 18

Лента новостей