— Символично, что мой первый и нынешний последний клиент — оба девелоперы. В первом случае все было прозаично: в сети появился негатив, связанный с руководителем компании. Бизнес постоянно с этим сталкивается, причем зачастую это бизнес, который ничего не продает через интернет. И руководитель застройщика, с которым я работал, перешел дорогу кому-то, нахамил, и что-то неприятное появилось о нем в первой строчке поисковой выдачи. Конечно, первая реакция застройщика — «удалите это немедленно, закройте Яндекс, закройте Google!» Порой руководителям крупных компаний приходится подолгу объяснять, как устроен интернет, и что удалить из него негативный отзыв никак не получится. В случае с последним клиентом, который тоже является застройщиком, речь шла о более прикладной задаче, потому что интернет изменился, и в нем появляется не только разовый негатив, а реальные обсуждения жилищных комплексов, качества объектов и дефектов строительства. Последний клиент уже понимает, что репутация складывается из тысячи сообщений в сети, которые пишут живые люди, и все составляющие бизнеса там на лицо. Люди проживают жизнь в Facebook и Вконакте, им не обязательно искать информацию через Google, они могут любить эту компанию, быть о ней очень высокого мнения, и совершенно нечаянно наткнуться на негатив в сети.
— На ваш взгляд, какова специфика работы с репутацией застройщиков?
— Главная специфика заключается в том, что репутационная цена очень велика. Одно дело интернет-магазин, где клиент пожаловался на несвоевременную доставку, совсем другое — когда стоимость контракта составляет миллионы долларов. Когда западные партнеры, соинвесторы, заказчики открывают поисковик, вводят фамилию руководителя или название бизнеса и видят в поисковой выдаче русский мат, им становится страшно не только за компанию или сделку, но и в целом за наш рынок.
Пятая конференция «Недвижимость и интернет» была интересна не только своими горячими дискуссиями, но и тем, что портал Realt.by, являющийся организатором этой встречи, отказался от роли первой скрипки данного мероприятия. Конференция собрала под одной крышей конкурирующие порталы недвижимости, дала возможность как новичкам, так и акулам этого бизнеса достучаться до представителей белорусского рынка недвижимости.