Как видим, разработчики новой классификации ушли от некоторых привычных названий классов, которые уже достаточно давно прижились на рынке. «Мы целенаправленно ушли от названий классов „бизнес“ и „элит“, потому что разработанная классификация — принципиально новая. Нам было важно избежать пересечения со старыми подходами, чтобы исключить еще большую путаницу. Да и по своей этимологии эти слова несвойственны для сферы недвижимости», — пояснил представитель НКА Дмитрий Ритвинский.
Поскольку в основу классификация были положены объекты, которые присутствуют на рынке сегодня, то разработчикам классификации было несложно распределить их по классам и определить их долю на рынке. Так, на сегодняшний день к эконом- и стандарт-классу относится 79% всех домов, к комфорт-классу — 14%, к престиж-классу - 7% домов. Такой класс, как люкс, в настоящее время на белорусском рынке не представлен. По словам разработчиков, он описан исходя из формирующихся сегодня требований покупателей к такому типу жилья и потому, что такие объекты могут появиться. Это задает вектор развития на рынке.
Как внедрить классификацию?
Это сложный вопрос, который долго обсуждался разработчиками классификации, но на который однозначного ответа пока нет. «На это нужно какое-то время. Использовать классификацию можно при условии, что она будет принята рынком. Нужно сесть за стол и обсудить предложенную классификацию, увидеть реакцию девелоперов, застройщиков, покупателей», — ответил на вопрос журналиста портала Realt.by Дмитрий Ритвинский.
При этом, новая классификация уже может использоваться профессиональными игроками на этапе разработки концепции проекта — для определения тех характеристик объекта, которые будут востребованы рынком и позволят максимизировать финансовую эффективность проекта.
Не является панацеей и принятие данного документа на законодательном уровне, считает начальник управления оценки НКА. «Сначала надо посмотреть, как новая классификация будет работать на практике. Утвердить ее в Госстандарте можно. Но после этого будет гораздо сложнее вносить в нее изменения. Со временем какие-то характеристики будут становиться неактивными, и их надо будет менять», — сказал Дмитрий Ритвинский.
Обсуждение открыто
Уже на презентации началось активное обсуждение новой классификации: игроки рынка говорили о критериях определения класса качества и о том, как ее внедрение может повлиять на развитие рынка, в том числе поведение цен.
Поскольку классификация готовилась для потребителя, то потребитель сам все расставит по своим местам. Такую точку зрения высказал на презентации Владимир Здобнов, генеральный директор группы компаний «ЮНИВЕСТ-М». Специалист рынка считает, что наполнить техническими новациями дома, относящиеся к классам «престиж» и «люкс», вовсе не проблема. Но при выборе такого дома потребитель в первую очередь обращает внимание на главный критерий — месторасположение объекта на карте города. У него есть субъективное мнение: нравится или не нравится место, и это мнение трудно порой объяснить. Поэтому, считает Владимир Здобнов, 50% успеха отнесения объекта к тому или иному классу подтверждается лишь таким критерием, как месторасположение. За место готовы платить гораздо больше, чем за технику, уверен гендиректор группы компаний «ЮНИВЕСТ-М».
В своей презентации Дмитрий Ритвинский отметил несколько важных моментов: «Во-первых, любая классификация — результат огрубения действительных граней между видами, потому что они относительны. Как бы мы не пытались распределить все объекты по классам, среди них все равно будут присутствовать те, которые будут находиться „на границе“. И это нормально. Во-вторых, классификация — это не мертвый и закостеневший инструмент. С развитием рынка происходит уточнение и изменение классификаций. Пройдет полгода, год, а возможно, 10 лет. На рынок новостроек могут прийти совсем другие потребители. Поменяется покупательский спрос, и что-то изменится в классификации».
Свою точку зрения высказал Владимир Давидович, руководитель группы компаний «ТВОЯ СТОЛИЦА»: «Рынок давно ждет новой классификации. При ее подготовке мы ориентировались на потребительский спрос. Если при строительстве объекта упустить из виду одну или две характеристики, обязательные для целевой аудитории определенного класса, это негативно скажется на темпах реализации и финансовой эффективности проекта».