«Собственники бы и рады продать, но покупатели у нас есть только под какие-то конкретные объекты»
По словам директора АН «Лига права — Недвижимость» Алексея Петрушенко, вся современная «движуха» в виде кофеен, барбершопов, броубаров, салонов маникюра и прочего для Гомеля несвойственна, и ожидать, что в ближайшее время этот сегмент рынка станет более активным, не приходится. Основная причина — в городе не так много свободных площадей, и у многих мелких предпринимателей нет возможности платить за аренду дорого сразу на старте.
Выяснилось, что в регионах вообще не принято обращаться в агентство недвижимости при поиске коммерческих помещений в аренду. Более того, практически все арендодатели предпочитают просто повесить баннер на здании и ждать, когда арендатор к ним придет. Часто так и происходит, потому что мелкие предприниматели действительно привыкли объезжать город в поисках помещений.
— Относительно коммерческих помещений в городе больше работает «сарафанное радио», — рассказал Алексей Петрушенко. — Размещать объявления в средствах массовой информации умеют все, а база потенциальных арендаторов довольно мала. Гомель — не такой большой город, и здесь все друг друга знают. Поэтому для владельцев крупных торговых или других коммерческих площадей не такая проблема найти арендатора.
Если говорить об аренде коммерческой недвижимости в принципе по городу, то всегда пользуются спросом торговые помещения — здесь вопрос цены, расположения и целевого назначения. При этом цена аренды за последний год особо не изменилась — где-то в районе 15−25 евро/кв.м за помещение где-нибудь в центре Гомеля. Можно найти и дешевле, достаточно немного отъехать в сторону.
С покупкой помещений ситуация немного другая. Собственники бы и рады продать, но покупатели у нас есть только под какие-то конкретные объекты. Потенциальные инвесторы приходят в Гомель, но чаще все-таки это местные предприниматели. Кто-то ищет помещения под склады, кто-то — под производственную деятельность. Бывает, что при покупке какого-либо помещения платежи по кредиту соизмеримы с арендными выплатами поэтому предприниматели решаются на покупку. Но здесь нужно найти достойный объект.
Многие предприниматели просчитывают бизнес, пробуют свои силы, и у них не получается расти и развиваться. То есть средства для развития есть в основном только у тех, у кого уже есть какой-то крупный бизнес, и они вкладывают инвестиции в развитие новых проектов. Они же покупают объекты по какой-то более-менее «честной» цене.