В связи с участившимися случаями непринятия оперативных решений по реализации инвестиционных проектов и в целях усиления контроля работы с обращениями инвесторов, Правительство Беларуси приняло дополнительные меры по сокращению сроков реализации инвестиционных проектов. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 9 апреля 2010 года № 538 «О некоторых вопросах работы с обращениями инвесторов в Республике Беларусь».
Напомним, 6 августа 2009 года Президент Беларуси А. Лукашенко подписал Декрет № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», которым предоставлены значительные льготы и преференции инвесторам при реализации ими инвестиционных проектов в Беларуси. Нормы Декрета в равной степени относятся как к белорусским, так и к иностранным инвесторам. Так, в частности, документом определены организации, которые должны принимать решения о заключении инвестиционного договора. К ним относятся республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, облисполкомы, Минский горисполком; Совет Министров; Совет Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Однако, судя по тому, что появилось постановление Правительства № 538 от 9 апреля 2010 года, по всей видимости, не все организации, ответственные за принятие решений о заключении инвестиционных договоров, оперативно и своевременно справляются со своими задачами. Это подтвердил в своем выступлении 20 апреля и Президент Беларуси, выступая с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию. Глава государства предупредил о недопустимости волокиты в работе с инвесторами. Он, в частности, подчеркнул, что инвесторов надо поддерживать, а не отталкивать от себя. «Предупреждаю, что любой сигнал о нерешении того или иного вопроса по инвесторам будет восприниматься мною как саботаж. С неразворотливостью и бюрократизмом пора заканчивать», — подчеркнул он и обратил внимание главы Администрации Президента Владимира Макея об ответственности за это.
А.Лукашенко назвал примеры, когда иностранным инвесторам долго приходилось пробивать свои проекты в Беларуси, и только после встречи с ним они начинали работать. Около двух лет ушло только на согласование инвестиционного договора по проекту компании «Кейсон». «И вы думаете, за два года он изменился? И через два года тот же проект был утвержден», — привел пример Президент.
«Надо немедленно выправлять эту ситуацию. К нам приходят не бедные люди — с миллионами инвестиций, которые они готовы вкладывать в Беларусь. А мы по 4−5 лет волокитим те или иные проекты, — сказал Президент. — А чего мы боимся, собственного говоря? Когда человек идет к нам в страну, вкладывает собственные деньги, он же не у нас их просит». Александр Лукашенко потребовал дать свободу инвесторам и не только иностранным, но и отечественным. Поэтому поставлена задача — привлечь и защитить иностранного инвестора. Потенциал республики огромен, и Беларусь будет приветствовать любого, кто готов помочь в ее развитии.
Возвращаясь к постановлению Правительства № 538, отметим, что в нем прописаны жесткие сроки работы организаций с инвесторами по заключению инвестиционных договоров. Так, в частности, документом предусмотрено, что в течение 3-х дней должно обеспечиваться проведение переговоров с инвестором, претендующим на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь, при его обращении в республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству, областной (Минский городской) исполнительный комитет. А в течение 2-х дней после проведения переговоров с инвестором соответствующий протокол должен быть направлен в Совет Министров Республики Беларусь. В протоколе должны быть определены обязанности республиканского органа госуправления, областного (Минского городского) исполнительного комитета, инвестора, а также ответственные исполнители и сроки исполнения, не превышающие одного месяца с даты обращения инвестора.
Контроль и координация работы с инвесторами в Совете Министров Беларуси возложены: по объектам промышленности, топливно-энергетического комплекса — на Первого заместителя Премьер-министра Владимира Семашко, по объектам агропромышленного комплекса, переработки сельскохозяйственной продукции, лесного хозяйства — на Заместителя Премьер-министра Ивана Бамбизу, по объектам жилищного строительства, строительного комплекса, связи и информатизации, транспорта и коммуникаций, жилищного и коммунального хозяйства — на Заместителя Премьер-министра Виктора Бурю, по объектам торговли и логистики — на Заместителя Премьер-министра Андрея Кобякова,
по объектам социально-культурной сферы, оздоровления и санаторно-курортного лечения населения, спорта (в том числе по объектам, связанным с проведением чемпионата мира 2014 года) — на Заместителя Премьер-министра Владимира Потупчика.
Кроме того, постановлением № 538 на руководителей республиканских органов госуправления, иных госорганизаций, подчиненных Правительству, областных (Минского городского) исполнительных комитетов возложена персональная ответственность за соблюдение сроков исполнения протоколов переговоров с инвесторами. Вице-премьерам необходимо обеспечить контроль за соблюдением сроков, определенных протоколами, и в случае срыва этих сроков вносить предложения о привлечении к ответственности виновных.
В целом же в 2010 году в Беларуси будет реализовываться 60 важнейших инвестиционных проектов. На эти цели планируется привлечь более Br2,764 трлн. инвестиций, в том числе свыше Br1,406 трлн. — внешних.
Согласно постановлению Совета Министров № 169 «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2010 году» больше всего инвестиций на реализацию важнейших инвестпроектов в текущем году планируется направить на предприятиях Минстройархитектуры — Br790,4 млрд. и концерна «Белнефтехим» — Br422,3 млрд.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Беларуси на 2010 год темп роста инвестиций в основной капитал запланирован на уровне 123−125% к 2009 году. В соответствии с постановлением Правительства № 169, по итогам текущего года общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования должен составить Br60,28 трлн.
Постановлением установлен также перечень инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации в 2010 году за счет средств иностранных инвестиций. Сумма инвестиций в основной капитал за счет иностранных средств предусмотрена на уровне 2,168 млрд долл.США.
Как определено постановлением № 169, выполнение установленных заданий по темпу роста инвестиций в основной капитал, иностранных инвестиций и воплощению инвестпроектов в текущем году должна будет обеспечить реализация 11 утвержденных мероприятий. Кроме того, определено 7 первоочередных мер по решению вопросов, сдерживающих привлечение инвестиций в Беларусь. Среди таких мер — определение перечней земельных участков, которые могут быть предложены в Беларуси инвестору, подготовка предложений о продаже акций белорусских акционерных обществ стратегическим инвесторам, развитие институтов инвестиционных агентов, создание в Беларуси холдингов, усиление мотивации труда руководителей госорганизаций и организаций с долей госсобственности за привлечение инвестиций.
Постановлением также утверждены годовые объемы привлечения иностранных инвестиций для финансирования инвестпроектов для министерств, концернов, облисполкомов и Минского горисполкома; задания администрациям СЭЗ по темпам роста инвестиций в основной капитал и объемам привлечения иностранных инвестиций для финансирования инвестпроектов. Определены объемы кредитов банков в реальный сектор экономики в 2010 году для осуществления инвестиционной деятельности, в том числе за счет иностранных кредитов.
Газета "Недвижимость Белоруссии"