Тенденции и прогнозы
За прошедший период 2022 года рынок крупноформатной торговой недвижимости испытывал тенденции, оказывающие на него негативное влияние. Согласно данным Белстата, за январь-сентябрь 2022 года розничный товарооборот Беларуси снизился на 2,5% к аналогичному периоду прошлого года, снижаясь уже четыре месяца подряд, увеличив отрицательный результат на 0,5 п.п. только за сентябрь.
— Рынок торговой недвижимости Минска подвергался ротационным процессам, в текущем году усугубился вопрос с возможностью выступления якорным арендатором международных брендов в связи с текущей ситуацией: ряд западных брендов покинули рынок и в настоящих условиях не рассматривают Беларусь для развития. Для торговых центров остаются, естественно, отечественные и российские бренды, турецкие и бренды из Юго-Восточной Азии, но для их эффективной интеграции зачастую требуется корректировка планировочных решений и концепции, — говорят в «КОЛЛИЕРЗ».
В целом, на рынке возросло внимание к представленности в ритейле отечественных производителей. Так, ТЦ «Столица» начал активно наполняться торговыми объектами белоруских компаний и брендов. В настоящее время белоруские производители активно общаются с собственниками крупных торговых объектов на предмет размещения и коммерческих условий. Вероятно, тренд на белорусские бренды сохранится в обозримой перспективе.
В последние время выросло количество посетителей, в том числе новых покупателей из России. По некоторым оценкам, посещаемость ТЦ Минска в конце периода вышла на доковидный уровень, но насколько выросла выручка пока сказать сложно.
— На рынке крупноформатной торговой недвижимости не наблюдался рост вакантности, существовала стабильность спроса на качественные объекты современной концепции и форматов, в том числе вызванная снижением темпа ввода новых объектов за последние 1,5−2 года и, в связи с этим, отсутствием нового предложения на рынке, — добавляют эксперты.