Мы используем файлы cookie. Используя сайт realt.by, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

$1.368 м.кв. О проектеРеклама на Realt.by
Регистрация

Восточная кухня и приход региональных сетей. Как поменялся рынок кафе и ресторанов Минска в 2022 году

30.06.2022 2786

В марте, когда часть платежеспособных белорусов релоцировалась из страны, посетителей в точках общепита стало меньше на 25−30%. Теперь ситуация стабилизировалась. «Сейчас в тренде открытие объектов восточной кухни: китайской и турецкой, индийской», — считают в консалтинговой компании NAI Belarus. Realt изучил краткий обзор рынка общественного питания в I полугодии 2022 года.

В Минске в I полугодии 2022 года работает почти 3,65 тысяч точек общепита. В большинстве своем это буфеты и кофейни, кафе и мини-кафе, столовые, бары. Изредка встречаются рестораны быстрого питания, магазины кулинарии и закусочные. Что насчет локаций, больше половины всех точек общепита находятся на торговых площадях магазинов, 17% располагается в стрит-ритейле, 16% — в ТЦ, 11% — в административно-офисных объектах.

«В марте поток посетителей снизился на 25−30%»

В исследовании отмечается, что в марте люди стали реже ходить в общепит, но уже в апреле-мае спрос стабилизировался.

— На пике нестабильности в марте отмечалось снижение потока на 25−30%. Вызвано это было новой волной релокации, в числе которой оказалось достаточно много платежеспособных постоянных клиентов заведений.

Несмотря на это, спрос на площади, подходящие для открытие точек общепита, сохранялся.

— По данным торгового реестра, было открыто свыше 120 новых объектов. Безусловно, это были не только крупные объекты, в их числе и те же островки на площадях супермаркетов и гипермаркетов. Также новые открытия — это не всегда «чистый» прирост числа объектов. В большинстве случаев — это новое открытие на площадях закрывшихся объектов. Иногда это может происходить без смены собственника, а по факту изменения формата и концепции самим оператором. Довольно часто заведения открываются на месте своего рода «легендарных», привычных, принимавших гостей многие годы. Так, начали функционировать Astoria Central на месте ресторана «Ренессанс», бистро Martinique Brasserie на площадях Bistro de luxe, ресторан китайской кухни «Личи» на месте кафе «Гурман» и другие.

Что с ценами на аренду?

Ставки арендной платы на помещения для сферы питания сохранились довольно стабильными — от 8 за помещение цоколей в хорошей локации до 40 евро за квадрат в историческом центре.

— Условно, если ресторан продавал салат «Цезарь» по 18 рублей в марте при курсе 3,6, то он так и продолжил продавать его по 18 рублей в мае, но курс евро уже стал чуть больше, чем 2,6 рубля. Поэтому ресторану в мае (по сравнению с мартом) стало гораздо проще продолжать платить те же 18−20 евро аренды, на которые он подписался, к примеру, еще в 2020 году. В этой ситуации уже некоторые собственники чувствуют себя некомфортно из-за снижения рублевой выручки по причине низкого курса, но тенденции на повышение ставок в еврономинале в сегменте не прослеживается: не та ситуация на рынке, требуется компромисс интересов.

Еще один показатель «живого» рынка, который называют авторы исследования, — совершение сделок купли/продажи с объектами недвижимости для размещения объектов питания.

— В данный период были зарегистрированы 9 сделок в городской черте и 2 объекта в пригороде, в Минском районе. В том числе были совершены довольно знаковые сделки. Так, были приобретены помещения, на которых расположен ресторанный комплекс «Бруклин». Две крупные сделки были зарегистрированы в новых зданиях в Каменной горке. Было приобретено помещение кафе площадью свыше 300 квадратных метров в небольшом ТРЦ «Эволюция» (2017 года постройки) на улице Колесникова и помещение-кафе общей площадью порядка 700 квадратных метров в стилобате жилого дома на улице Жиновича, 22, 2010 года постройки. По последнему объекту, правда, следует отметить, что он снова выставлен на продажу. Соответственно, новый собственник не из сектора общепита и не намерен оперировать объектом.

Уровень вакантности на рынке общепита невысокий — есть предложения и в некоторых торговых центрах, и в административных зданиях, и на площадях стрит-ритейла, однако уровень вакантности составляет 3−3,2%.

— Вакантность в пределах 2,5−3% была наиболее характерной для сектора и в прошлые годы, в более стабильные периоды на рынке, соответственно, на текущий момент можно констатировать, что роста как такового не произошло.

«В Минск пришел восточный и региональный вектор»

Из особенностей общепита сегодня авторы исследования называют ярко выраженный «восточный вектор».

— После периода пика роста популярности суши-баров, на рынке Минска наблюдался уклон на европейскую кухню. Сейчас в тренде открытие объектов восточной кухни: китайской и турецкой, индийской и др. Специфика текущего периода — объекты открываются именно представителями данных этнических групп. Представители стран «восточного вектора» присутствуют и среди покупателей недвижимости под общественное питание в собственность. Собственникам недвижимости, подыскивающим арендаторов, стоит обратить внимание на этих партнеров. Например, китайские объекты открывались в текущем году в самых неожиданных местах: от тихой улочки Дорошевича до самого что ни на есть исторического центра: улица Городской Вал и проспект Победителей, 1. Они занимали помещения некогда пафосных заведений, не выдержавших испытаний измененной конъюнктурой. И наоборот, можно найти примеры локаций очень скромных объектов недвижимости.

Еще одна тенденция — образовался «региональный вектор».

— Приход на столичный рынок наших белорусских региональных операторов, часто с удачными и востребованными в Минске концепциями. К уже привычным «латинобургерам» родом из Молодечно добавился Gastropub DROVA (с барановичскими корнями), коктейль-диско- веган-бар «Сон» (с гродненскими корнями. К концу исследуемого периода прекратил существование). Наиболее узнаваемая в Минске региональная сеть — сеть стильных кофеен Paragraph. Эта сеть родом из Бреста. Первый объект в столице открылся еще в 2020 году, а в 2022 — уже четыре кофейни этого бренда, две из которых как раз и начали работать в недавний период.

«Не „париться“ по поводу оформления и начинать со стрит-фуда или кофейни»

Авторы исследования советуют операторам общепита не «париться» по поводу отделки и оформления.

— В «жирные» годы наши рестораторы очень щепетильно подходили к авторскому дизайнерскому оформлению. Было негласное соревнование друг перед другом, кто кого превзойдет в оформлении: даже заведение, которое было рассчитано на демократичную публику, зачастую отдавало пафосом и дороговизной. Зарубежные эксперты подмечали: «У вас все дорого-богато, а у нас все стараются сделать унифицировано и бюджетно, не до излишеств теперь». И еще. Если вы арендуете помещение, где уже был общепит и после него осталась отделка — по максимуму используйте ее и не влезайте в новые авторские ремонты и оформления. Те же представители «восточного вектора» поступают именно так.

Новичкам советуют начинать с демократичных форматов.

— Кофейни, стрит- и фаст-фуд. Если рассматриваете как вариант диверсификации бизнес в более крупном варианте, хорошо начинать с приобретения франшизы — теперь в этом плане возможности широкие. Это потребует некоторых дополнительных затрат, будет сковывать вашу инициативу, если вы творческая личность (корпоративные требования и ограничения), но также будет и больше шансов на успех бизнеса, чем начинать с нуля и с необкатанной идеи и концепции.

Обсуждайте эту статью в нашем телеграм-канале!

Читайте также:

«Ближе к метро еще никто не строился». Как выглядит новый ТРЦ в Минске и какой супермаркет там откроется

Парк Горького планируют реконструировать. Вот что там хотят изменить

Читать:

Витрина

Продается база отдыха

4 га земли в заповедном парке «Урочище Пышки» 10 капитальных строений , все коммуникации

Светлана

Контакты: +375 29 677-5...

ЖК "Променад", р-н Лебяжий

Продажа квартир в новом доме в ЖК "ПРОМЕНАД" в микрорайоне "ЛЕБЯЖИЙ"! Получить ключи и заселиться в новую квартиру в максимально короткие сроки! Выгодные условия по рассрочке от застройщика.

Рассрочка от застройщика

Контакты: +375 44 561 86 18

Лента новостей