− Честно говоря, наша жизнь разделилась на два периода: до 24 февраля и после. Где-то около трех недель у нас фактически не было спроса, более активно звонки пошли только в последнее время. Мы видим, что рынок начал оживать, и это, конечно, не может не радовать. Начались заявки по регионам, появились желающие на дома, дачи, коттеджи. Наибольший запрос, как обычно, наблюдается со стороны минчан — жителей столицы интересует загородная недвижимость в пределах 100 километров от МКАД.
Ценовой разброс — самый разный. Я бы отметила высокий спрос на дома стоимостью 5−7-10 тысяч долларов. Также вырос спрос на дачи. Вот только что интересовались дачными домиками в Смолевичском районе за $ 14 тысяч и в Минском районе за $ 15 тысяч. В целом, число звонков и соответственно сделок увеличилось в несколько раз.
Замечу, что на белорусский рынок начинают приходить россияне. В последние недели у нас были заявки от них на дома, на квартиры и на коммерческую недвижимость. Вот недавно россиянин купил дом в Слуцком районе за 40 тысяч долларов. Возможно, именно за счет покупателей из России наш рынок не упадет до критических отметок. Так, если раньше сделок с участием граждан России было около 5%, то теперь может стать около 10%. Эти цифры касаются не только загородной недвижимости, но и квартир, и офисов.
Если дачи и готовые дома еще интересуют потенциальных покупателей, то к законсервированным домам интереса нет вообще. Недострои, особенно большого размера, это самый неликвидный товар сейчас. Также не пользуются спросом огромные коттеджи нулевых и 2010-х годов.
Что касается цен, то мы дали команду агентам, посоветовавшись с собственниками, снизить стоимость объектов на 5−10%. Конечно, были те, кто отказывался, но большинство владельцев загородных объектов отнеслись к этому с пониманием. Естественно, есть какая-то точка, ниже которой никто опускаться не будет. В этом случае, человек просто снимет объект с продажи, будет ждать лучших времен или попробует сдать его в аренду.
При этом есть объекты, которые востребованы всегда и не нуждаются в корректировке цены. К примеру, это дома за 40−50 тысяч долларов, со всеми коммуникациями и ремонтом, в которые можно въехать и жить.
Вообще, сегодня покупатель, в принципе, хочет покупать все готовое. Даже если это недорогой дом в деревне, покупатель хочет, чтобы в нем был колодец, печка, крепкие стены, чтобы немного что-то подделать и уже приезжать отдыхать. В целом, скажу, что клиенты сегодня стали моложе — если раньше загородной недвижимостью интересовались люди в возрасте 45−55 лет, то теперь этот порог сдвинулся до 35−45 лет. Представители этой возрастной категории не хотят заморачиваться с ремонтом, благоустройством, посадкой плодовых деревьев и прочим. Они хотят купить дом и сразу им пользоваться.