Как можно управлять совместным домовладением?
Сегодня в Республике Беларусь возможны три варианта. Участники совместного домовладения, включающего не больше 10 квартир, могут заключить между собой договор совместного управления. Второй способ − это создание юридического лица − товарищества собственников или ЖСПК. Если два этих варианта жителей не устраивают, управление общим имуществом осуществляется уполномоченным лицом, которое назначает администрация района. Фактически, это определение можно отнести к почти всему старому многоэтажному жилому фонду страны, то есть домам, обслуживанием которых занимается ЖЭУ.
Для чего это нужно?
С возникновением совместного домовладения появляется необходимость управлять им. Ведь помимо прав на жилые помещения у собственников квартир существуют и обязанности по эксплуатации и содержанию общего имущества: подъездов, крыш, подвалов, внутридомового оборудования, общедомовых приборов учета и других объектов. И здесь Жилищный кодекс предлагает гражданам право выбора: либо создать организацию собственников (ТС, ЖСПК) и самостоятельно управлять общим имуществом, либо воспользоваться услугами внешнего управляющего − уполномоченного лица.
Уполномоченное лицо − это кто?
Уполномоченное лицо − это государственный заказчик в сфере ЖКХ, управляющая организация, обеспечивающая в первую очередь права потребителей услуг ЖКХ на основании договора, в котором определены права и обязанности сторон по надлежащей эксплуатации общего имущества дома, а также прописана иная деятельность, вплоть до представления интересов собственников жилья в суде. В обязанности уполномоченного лица входят проведение конкурсов по выбору тех, кто оказывает жилищно-коммунальные услуги, контроль за качеством их оказания, а также решение претензионных вопросов и рассмотрение обращений граждан, связанных с их желанием улучшить комфортность проживания.
Что это дает гражданам?
Потребителю не нужно заключать несколько договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг, а лишь один − с уполномоченным лицом. Исключение составляют услуги газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения, которые оплачиваются по показаниям индивидуальных приборов учета. Для каждой из них у потребителя будут индивидуальные договоры.
Что касается улучшения условий проживания, то, допустим, у собственников квартир есть желание сделать добротный, а не минимальный ремонт подъезда, который, как правило, предлагают гражданам. Или жители хотят утеплить свой дом. Решением этих вопросов — организацией собрания, согласованием проектов, документов, поиском подрядчика и приемкой выполненных работ − будет заниматься уполномоченное лицо.
Где и как нужно заключать договор по управлению общим имуществом совместного домовладения?
Утвержденный типовой договор заключается со всеми получающими услугу управления общим имуществом. Нет необходимости дополнительно что-то подписывать и заверять печатью, достаточно выполнить указанные в нем условия, например, принять и оплатить услугу. Фактически договор будет считаться заключенным с 1 июня. Если же собственнику нужен бумажный экземпляр, то его можно получить в РСЦ и по месту нахождения уполномоченного лица.
Это нужно делать всем?
Ничего не меняется для товариществ собственников, поскольку ТС определились с управлением уже тогда, когда приняли решение о создании юридического лица. Права и взаимоотношения участников ТС (организации застройщиков) зафиксированы уставом, в котором прописаны обязанности ТС и ЖСПК по управлению общим имуществом, а полномочия на выбор исполнителей ЖКУ, на единообразие проведения эксплуатации общего имущества делегированы органам правления и его председателю. Расходы по управлению общим имуществом покрываются за счет членских и целевых взносов.
Можно ли отказаться от заключения договора?
Отсутствие договора с потребителем или отказ потребителя заключить подобный договор не освобождает его от платы за услугу управления общим имуществом. Здесь работает тот же принцип, как и в случае с предоставлением основных жилищно-коммунальных услуг, — отказаться нельзя.
Цена вопроса
Несмотря на то что в извещениях на оплату жилищно-коммунальных услуг появится новая строка, общая сумма не изменится. Потребители и раньше платили за управление общим имуществом, просто это было включено в тарифы сразу нескольких услуг: техническое обслуживание дома и лифта, вывоз твердых коммунальных отходов, санитарное содержание вспомогательных помещений. После вычленения услуги управления общим имуществом в отдельную строку стоимость перечисленных четырех станет ниже. Например, тариф за техническое обслуживание дома будет снижен с 0,1322 до 0,1238 рубля за квадратный метр, техническое обслуживание лифта подешевеет с 1,5 до 1,43 рубля, за санитарное содержание вспомогательных помещений минчане заплатят 85 копеек с проживающего вместо прежних 88.
Источник текста: «Минск-Новости»
Читайте также:
Некоторым минчанам вернут деньги за отопление. Это как?
В этом году в Минске планируют отремонтировать все наружные лестницы во дворах
Поговорили с владельцами гостиницы для животных, у которых усадьба, два музея и другие бизнес-идеи живут на 15 сотках
Никакого жилья, куча парковок, и два МФЦ. Район возле гостиницы Renаissance в Минске планируют сильно изменить
Большие участки, красивые дома, вокруг — грибной лес. Репортаж из садового товарищества «Ранет» под Уздой