А что там с лицензированием?
Есть риск, что ряд частных школ в ближайший год будут вынуждены прекратить работу — к такому мнению пришли некоторые участники рынка. Эти опасения связаны не столько с проверками, сколько с проектом Закона Республики Беларусь «О лицензировании», который вводит лицензирование учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования. Фрагмент закона можно прочесть на сайте Министерства образования, он вынесен на открытое обсуждение.
Документ вызвал широкую дискуссию среди представителей частных школ. Есть мнение, что лицензирование — это лишняя процедура, которая негативно скажется на рынке частного образования (сразу оговоримся, что так думают не все).
Поясним, как все устроено сейчас. Для работы частным садам и школам лицензия не нужна. Действует заявительный принцип — учредитель подает заявку и регистрирует учреждение образования. Те, кто планирует выдавать детям аттестаты за 9-й и 11-й классы, проходят так называемую аккредитацию. Не каждый год, а раз в 5 лет. Для этого тоже подается заявление, на место выезжает специальное комиссия, проверяет, все ли в порядке по санитарным нормам, есть ли необходимый штат сотрудников, как оформлена документация и т. д.
— Прошли — значит, можем выдавать аттестаты, и к нам приходят клиенты. Не прошли — родители могут к нам не пойти. То есть рынок сам регулирует этот процесс, — поясняет Валентина Чекан.
Если закон вступит в силу, чтобы оказывать образовательные услуги, частному саду или школе нужно будет сначала получить лицензию. А для этого, как и для аккредитации, учреждение образования должно будет соответствовать санитарным нормам, прописанным в отдельных документах.
— Перечень требований для школ достаточно широк, начиная от отдельно стоящего здания с изолированных входом (территория по периметру должна быть огорожена, это не может быть линия вдоль дороги и т. д.) и заканчивая нормами по количеству унитазов на число учащихся, — говорит представитель «Стембриджа» Ирина Вдовина. — Здесь мы находимся, может быть, в чуть более выгодном положении, чем другие школы, потому что нашли для себя то самое здание, которое соответствует нормативам. Но мы понимаем, что на рынке недвижимости в Беларуси таких помещений крайне мало. Большое количество школ просто физически не смогут сегодня обеспечить себе условия, которые позволят им получить лицензию.
Именно из-за сложных санитарных требований аккредитованы в Беларуси далеко не все частные учреждения образования (участники рынка называют цифру 17 из около 80 зарегистрированных). Сейчас есть возможность до того, как подать заявку на аккредитацию, открыться, поработать какое-то время, получить выручку, настроить процессы и собрать необходимые документы. Если будет введено лицензирование, запускать новые проекты будет крайне сложно, говорят собеседники.
— Школа должна будет сначала сделать полностью ремонт, обеспечить себя штатом сотрудников на 80% и только после этого обращаться за лицензией. И есть большой шанс, что школа ее не получит. Эти условия не рыночные абсолютно, — говорит Ирина Вдовина.
— Это избыточный процесс. Он нужен только для того, чтобы не допустить частные школы на образовательный рынок, — делится мнением председатель Ассоциации частных организаций дошкольного, общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи Вера Дипнер. — Можно предположить, что это забота о детях, но если школа недобросовестная, учителя «никакие», никто туда водить детей не будет. Здесь все решает рынок. Сейчас очень многие школы работают в неизолированных помещениях, при этом учат детей самым блестящим образом. Но они не смогут получить лицензию 100%.
Не все участники рынка разделяют эти опасения. Учредитель детского сада и школы «Инновация» Елена Мищенко считает, что лицензирование сегодня необходимо, поскольку рынок частного образования нуждается в контроле со стороны государства:
— Если речь о дополнительном образовании — кружках, мы согласны, что родитель сам может выбирать, с каким преподавателем ребенку заниматься. И совсем другое дело, когда мы говорим о полноценном образовании ребенка на всех уровнях — от дошкольного до 3-й ступени. Образование — это не бизнес. Нельзя в один день открыть учреждение образования и работать по какой-то непонятной программе, просто «потому что я так хочу». Все должно соответствовать общим требованиям.
Елена Мищенко не считает жесткими или невыполнимыми те санитарные требования, которые сегодня предъявляются для аккредитации, и в пример приводит свой учебно-педагогический комплекс.
— Никаких сложностей не возникает, государственные органы идут навстречу — помогают, поддерживают. Нужно просто приложить немножечко усилий, чтобы привести все в соответствие, — убеждена учредитель «Инновации». К слову, Елена Мищенко представляет не только частную школу, но и является членом Консультативного совета по образованию при Минобразования и председателем еще одного объединения частников — Ассоциации частных учреждений образования.
Само по себе присутствие двух ассоциаций на относительно небольшом рынке говорит о том, что сегодня у представителей частных школ нет консолидированной позиции. Елена Мищенко уверяет, что она призывает других участников бизнеса к открытому диалогу, готова организовывать встречи и открытые столы, например, на днях прошла встреча на базе Республиканского Союза промышленников и предпринимателей. По мнению представителя частной школы, все вопросы решаемы, в том числе можно обсуждать санитарные требования на уровне Министерства образования.
Другая ассоциация, в свою очередь, настаивает на том, что диалога пока не получается. Вера Дипнер рассказала, что вместе с некоторыми другими участниками рынка она направила письма на имя премьер-министра и заместителя главы Администрации президента, в которых разъяснила подробным образом все свои сомнения. Ответы пока получила формальные. Также представители ассоциации планировали попасть на личный прием к заместителю главы Администрации президента Дмитрию Крутому, но в личной встрече им отказали, назвав ее «нецелесообразной».
Мы будем следить за развитием ситуации. В разговоре с журналистом Елена Мищенко назвала вопрос лицензирования «практически решенным вопросом». Она рассказала, что в прошлый понедельник на уровне Министерства экономики и Министерства образования прошло открытое голосование, на котором был одобрен фрагмент проекта «О лицензировании», где речь идет об образовании.
- Фото носит иллюстративный характер