Лукашенко сказал даже не рассчитывать на то, что данное предприятие кому-то продадут с последующим закрытием или выпуском, например, одних лишь велосипедных спиц, тогда как все компетенции инвестор перенесет за рубеж.
Александр Лукашенко отметил, что мотовелозавод наряду с МАЗом, БЕЛАЗом, МТЗ и другими — это «лицо машиностроительной Беларуси, поэтому предприятие нельзя потерять».
Краткий экскурс в историю завода
Основные даты в истории завода собрало издание Оffice life.
6 ноября 1945 года — день основания завода. Производство было укомплектовано трофейными станками с немецкого завода DKW.
6580 — столько велосипедов было собрано на заводе за 1947 год.
1951 год — начато производство мотоциклов. К короткому названию завода добавлена приставка «мото-», а аббревиатура теперь звучит как ММВЗ — «Минский мотоциклетно-велосипедный завод».
900 тыс. велосипедов и 200 тыс. мотоциклов в год выпускал ММВЗ на пике своего развития, работая на рынок СССР и соцстран.
1999 год — завод акционирован и активно торгует велосипедами на рынках России и в странах Азии.
2005 год — год забастовки работников «Мотовело», недовольных низкими зарплатами. Бастующие перекрыли Партизанский проспект. Дела у ММВЗ ухудшились, он теряет рынки в Азии.
2006 год — Мингорисполком выделяет заводу субсидию 17,3 млрд рублей, начав спасать предприятие.
15,6 млрд рублей (около 7,25 млн долларов) — столько за завод в 2007—2011 годах заплатила австрийская компания АТЕС Holding Gmbh белорусского бизнесмена Александра Муравьева. В собственность предприятия переходит 99,7% акций «Мотовело». Ребрендинг AIST и MINSK, производство сокращено, начата сборка квадроциклов.
2013 год — в сентябре Александр Лукашенко недоволен состоянием дел «Мотовело»: производство велосипедов не увеличено, четверть производственных корпусов сдается в аренду.
2015 год — в июне Александра Муравьева задерживают и обвиняют в мошенничестве: завод зарабатывает на аренде площадей, а станки по цене металлолома уходят в Литву. Гендиректором ОАО «Мотовело» назначен Николай Ладутько, бывший председатель Мингорисполкома.
7,5 млн рублей ($ 3,5 млн) — убытки завода по итогам 2016 года. Рассматривается вариант банкротства и создания на месте «Мотовело» нового предприятия, а также вариант реструктуризации долга перед кредиторами. Ладутько заявляет, что для восстановления производства нужно потратить $ 50 млн за шесть лет, а «для начала нужно порядка $ 7 млн».
2017 год — в январе Муравьева приговаривают к 11 годам лишения свободы. Акции «Мотовело» конфискованы в пользу государства.
10,9 тысячи велосипедов собрано на мощностях «Мотовелозавода» за 4 месяца 2017 года. За тот же период страна импортировала 142 тысячи велосипедов.
Июнь 2017 года — руководство завода подает в Экономический суд заявление о банкротстве.
В этом же году решением экономического суда Минска ОАО «Мотовело» было признано банкротом. Вместо него было создано новое предприятие ООО «МотоВелоЗавод», учредителем которого выступили структуры Мингорисполкома. Производитель арендует сборочные и офисные площади у банкрота, велосипеды и мотоциклы выпускаются по сей день.
В середине 2020 года обанкроченное предприятие «Мотовело» выставило товарный знак АИСТ на продажу по начальной цене 30.000 белорусских рублей. Все желающие приобрести этот бренд и имущественные права на него могли до 5 июня 2020 года подать заявку на участие в торгах.
То, что «Мотовело» находится в процессе ликвидации, не означает, что в Беларуси остановилось производство мотоциклов и велосипедов. Вместо «Мотовело» было создано предприятие «МотоВелоЗавод», которое арендует помещения у «Мотовело» и продолжает выпускать мотоциклы и велосипеды.
— Мы на законных основаниях используем торговую марку Aist. Та марка, которую продает «Мотовело», не имеет к нам отношения и написана кириллицей, — комментировал маркетолог ООО «МотоВелоЗавод» Дмитрий Ульянович. — Продает марку АИСТ совсем другая компания, мы ничего не продаем. Есть разные торговые марки со схожими названиями «Аист» и «Минск». Те торговые марки, которые нам были нужны, мы выкупили и используем по закону. Для продажи велосипедов «МотоВелоЗавод» зарегистрировал другой товарный знак с латинскими символами Аist. Под этим знаком велосипеды продаются и в Беларуси, и по всему миру. Мотоциклы и велосипеды продолжают выпускаться. Причем помимо Aist мы занимаемся велосипедами KRAKKEN. Предприятие живет и развивается.
— Мы находимся в стадии ликвидации. К собственности «МотоВелоЗавода» товарный знак АИСТ не имеет отношения, — в свою очередь рассказали в «Мотовело». — Мы продаем кириллическое написание марки «Аист», международный товарный знак. Он дает право торговать под маркой АИСТ в некоторых странах зарубежья. «МотоВелоЗаводу» эти права не нужны.
Читайте также:
«Датч Стар» выставил на продажу сразу 45 квартир в ЖК «Гранд Хаус». Цены ниже, чем раньше
«Люди хотят готовый дом до $ 25 тысяч и поторговаться». Что происходит на рынке загородной недвижимости
От $ 770 за участок. С аукциона разыграют дешевые дачные наделы недалеко от Минска