Futuris и «Аякс»: планируем выделять 10% площадей для небольших компаний
— IТ-компании сегодня — основные источники спроса на коммерческую недвижимость, — рассказывает представитель группы компаний «Тапас». — Да, места хватает не всем. Бизнес-центры диктуют определенные условия, потому что мы ориентируемся на IТ-компании серьезного уровня с мировым именем — чтобы удовлетворить их интерес, нужно поддерживать высокую планку.
Когда в 2015 году мы запускали БЦ «Департ», то сдавали площади от 20 до 60 квадратных метров. Сегодня тут около 20 небольших компаний, в основном не из IТ. Тогда рынок был другой, и это было актуально.
В бизнес-центрах Futuris и «Аякс» мы изначально были нацелены на больших игроков. Futuris — это Wargaming (занимает 15 этажей из 27), «Аякс» — iTechArt (7 этажей из 16). В Futuris — все офисы от тысячи квадратов. Спрос на такие площади есть, ведь хороший офис рядом с метро — преимущество для IТ-компании при хантинге.
Нам проще работать с большими компаниями и с точки зрения стратегии — многие арендаторы заранее планируют развитие и берут площадей даже больше, чем им нужно на данный момент (вместо четырех этажей — пять). Таким арендаторам мы, например, даем опцию выбрать лучшее место в здании. И с точки зрения администрирования — чем меньше договоров, тем нам проще.
Но в БЦ Futuris у нас осталось некоторое количество площадей, и мы решили выделить около 10% на небольшие компании, чья численность 80 человек и менее. Офисы на 120, 130, 360 метров. Решили быть более гибкими. По такому же сценарию пойдем, скорее всего, в БЦ «Аякс». Предполагаем выделить один или два этажа. Помещения в наших БЦ доступны от 18,5 долларара без НДС. Плюс: мы работаем без посредников.
— А до скольки?
— Как договоримся. Будет зависеть от размера площади, места, отделки.
— Говорят, в БЦ Futuris сдают помещения без отделки, но при этом сам центр позиционируется как класс А. Сертификации у нас нет — каким способом вы определяете класс (эксперты Colliers относят Futuris к классу В1, как и бизнес-центры «Красавiк», Omega Tower, «Титул», Absheron-2 и Riviera Business, — прим. ред.)?
— Мы сдаем помещения с черновой отделкой, исходя из желаний арендаторов. Это их просьба, а не наша прихоть. Компаниям проще сделать все самим, по своим брендбукам. Их основной запрос — помещение с хорошими вентиляцией, энергоснабжением и кондиционированием.
Нормативных документов, которые определяют критерии классификации, в Беларуси нет. Надо просто понимать, что здание из себя представляет. Futuris, не говоря про отделку чистовых помещений, соответствует всем параметрам. Да, у нас нет вертолетных площадок, которые требуют для БЦ класса, А в мировой классификации. Но в Минске мы вправе называть наши объекты бизнес-центрами класса А.
— Некоторые HR переживают, что сделают отделку, вложат деньги в ремонт, а арендодатель их потом выселит или поднимет ставку. Вы видели такие ситуации? Как арендаторам обезопасить себя?
— Слышали о таких историях. У нас компании, которые заезжают в черновую отделку и делают ремонт, получают определенные преференции по срокам. Всем выгоднее и надежнее. Мы не тратим время на чистовую отделку и быстрее сдаем помещение. Компании получают более продолжительные сроки аренды, остаются в помещении на 5−7 лет точно.
В БЦ «Аякс» мы планируем сделать этаж или несколько с чистовой отделкой, которая может заинтересовать не очень большие компании, ограниченные в бюджете. Которые хотят заехать в готовое помещение и сесть за готовые столы. Положение у таких компаний не такое, как у крупных, которые делают ремонт. Если большая компания захочет расширяться, то надо будет искать компромисс, садиться за стол переговоров…
— То есть уговаривать компанию помельче, которая не вкладывалась в ремонт, уступить?
— Мы можем предоставить на бонусных условиях другую площадь в этом или другом нашем здании. Никого силой выселять не будут, и решение, которое всех устроит, будет найдено. Но надо понимать, что условия договоров разные для тех, что снимает 5 тысяч квадратов или 750. Это очевидно.