— Какие новшества последнего времени пришлось встраивать в свою работу риэлтерам?
— Как показывают последние десять лет, агентства недвижимости довольно активно внедряют в свою работу различные дополнительные сервисы. Это не только создание виртуальных 3D-туров, фотографирование объекта и продвижение его в интернете, но и помощь при переезде, сопровождение клиентов сотрудниками департамента охраны, клининг, подбор ремонтной бригады и многое другое. При этом, моя практика показывает, что спрос на многие из этих услуг (особенно если мы говорим о стандартных жилых объектах на вторичном рынке) крайне невысок. Ведь по факту, самое главное, что нужно потребителю от агентства недвижимости, это — продажа либо приобретение объекта недвижимости с максимальной выгодой.
«Я смеюсь, когда читаю списки профессий, которых не будет в будущем, и вижу там риэлтеров»
— То есть, технологии и дополнительные сервисы не помогают решать эти задачи?
— Основная задача риэлтера, на мой взгляд, быть грамотным переговорщиком и медиатором. Поэтому обучение этим навыкам (к примеру, технологиям переговоров) — норма для риэлтерской организации. Что же касается IT-разработок, то пока я не вижу такой технологии, которая бы увеличила наши продажи в разы.
Безусловно, технологии помогают риэлтеру работать быстрее и оперативнее. Раньше представить себе, что под одним объявлением можно разместить 20 фотографий одной квартиры или целый виртуальный тур, было просто невозможно. Теперь же качественная визуализация объекта — один из важнейших инструментов продаж. Но при этом уповать только на новые технологии при продаже либо поиске квартиры, не стоит. Как бы то ни было, технологии не проведут за вас переговоры и не приведут к совершению сделки.
Я смеюсь, когда читаю списки профессий, которых не будет в будущем, и вижу там риэлтеров. Ну не сможет робот быть медиатором, свести воедино интересы двух, а то и большего количества сторон и провести сделку так, чтобы все были довольны (учитывая, что большинство сделок у нас цепочные). В вопросах приобретения или продажи недвижимости, как нигде, важно живое человеческое общение. Да, приобрести что-то в супермаркете без участия кассира, можно. Зашел, взял товар, провел его через автомат, расплатился карточкой и ушел. Но все, что касается более сложных покупок, где фигурируют большие суммы денег и есть некое противодействие сторон, то все эти сферы будут требовать участия человека.