Что такое«kiss & ride»? Нужно ли включать это понятие в Правила дорожного движения? Какие объекты в Минске нуждаются в обустройстве зоны мгновенной парковки? Поможет ли она улучшить нашу жизнь в городе? На эти вопросы порталу Realt.by ответил председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте(БАЭС) Юрий Важник.
Дорожная пробка часто образуется возле важного транспортного объекта: вокзала и аэропорта, станции метро и электрички. В таком месте остановка и тем более стоянка обычно запрещены, а пробку образует стихийная парковка«я на минуточку». Вместе с тем очевидно, что пассажиры должны иметь возможность кратковременной высадки непосредственно возле крупного транспортного узла.
В Европе и Америке в качестве компромисса между стабильным дорожным движением и интересами пассажиров используется так называемая система kiss & ride: «поцелуй и езжай» по-английски. В этом случае парковка разрешается исключительно для мгновенной высадки пассажира. Подразумевается, что пассажир подъезжает к пункту назначения, прощается(целуется) с близким человеком или расплачивается с таксистом и сразу же выходит из автомобиля с багажом.
Юрий Важник рассказывает, что kiss & ride(K+R) состоит из двух видов: pick up(подобрать пассажира) и dropoff(высадить пассажира). К сожалению, в Беларуси kiss & ride пока что воспринимается как экзотика.
— В Европе стандарты обычно предоставляют выбор вариантов, — говорит эксперт. — Проектировщик выбирает из шаблонов. В каждом конкретном случае рассматриваются различные варианты, разработанные для разных случаев жизни. В Швеции, например, существует 30 видов искусственных неровностей для решения одной проблемы. В Беларуси стандарт — зачастую жёсткая конструкция, основанная на досужих вымыслах. Советские ГОСТы крайне тяжело поддаются корректировке под современные реалии. А если это и делается, то едва ли не наугад, без знания науки. Поэтому сейчас разумно поискать правильные решения при помощи пилотных проектов, изучить опыт и последствия, а затем думать о включении технических и организационных решений в стандарты и ПДД.
Обычно знак kiss & ride является рекомендательным, однако в некоторых странах он употребляется в сочетании со знаками«Остановка запрещена» или«Стоянка запрещена». В случае«легализации» на знаке указывается лимит времени, разрешённого для высадки пассажира. Как правило, это время ограничивается одной-двумя минутами. Контроль проводится аналогично контролю парковки, при использовании в зоне школ контроль зачастую проводят волонтёры.
Осенью 2017 года знак kiss & ride появился и в Беларуси. Его обнаружили в Бресте на парковке средней школы № 7. В январе 2018 года ноу-хау распространилось и на боковой проезд проспекта Машерова возле средней школы № 15. В Правила дорожного движения знак kiss & ride пока что не включён — соответственно, белорусские водители не обязаны принимать его во внимание.
«Kiss & ride» возле школы № 7
В Минске, несомненно, существует достаточно мест, где официально используемый знак kiss & ride пришёлся бы кстати. В первую очередь это касается Привокзальной площади, на которой пересекаются маршруты всех видов транспорта различных направлений. Фактически роль парковки kiss & ride выполняет крайняя правая полоса дороги по улице Бобруйской, проходящей вдоль железнодорожного вокзала по направлению к автовокзалу«Центральный».
Правда, с импровизированной зоной kiss & ride в этом месте возникают сложности. Прямо у центрального входа на вокзал находится остановка общественного транспорта. Соответственно, автобусам и троллейбусам приходится маневрировать между личными автомобилями и такси, которые нередко злоупотребляют понятием«мгновенная парковка».
— БАЭС предлагает к Европейским играм обустроить kiss & ride возле железнодорожного вокзала, — рассказывает Юрий Важник. — Мгновенная парковка на первой полосе улицы Бобруйской возле главного входа на вокзал была задумана ещё на стадии изменения организации движения на Привокзальной площади. Существует несколько вариантов: возле старого вокзального павильона на том месте, где сейчас паркуются нелегальные таксисты; на парковке возле гостиницы«Экспресс»; в зоне трамвайной остановки или та же правая полоса проезжей части, но с мероприятиями для приоритета общественного транспорта подобно«вывернутому» карману, как на улице Лобанка.
Эксперт утверждает, что проблемных зон много: «Например, в Национальном аэропорту „Минск“. Там пересекаются потоки автомобилей, которые заезжают на парковку и выезжают с неё. Нигде в мире нет такой сумасшедшей петли. Обычно потоки различных направлений разделяются рельефом, разметкой, любыми способами. К Европейским играм мы надеемся улучшить ситуацию».
— Есть ещё один показательный пример. На перекрёстке возле станции метро«Каменная Горка» мы вывернули наружу карман для поворота направо, сузили проезжую часть. Дополнительная полоса длится от перекрёстка до остановки. Возле входа в метро существует kiss & ride. Далее транспорт, не меняя полосы, прибывает на остановку, как электричка на платформу, — описывает преимущества такой системы Юрий Важник.
Юрий Важник сообщил, что специалисты БАЭС разработали стандартные схемы организации мгновенной парковки возле школ и детских садов. Дети постарше выходят из автомобиля и сами доходят до школы — это классический пример kiss & ride. Младшеклассников зачастую провожают до самых дверей школы. В этом случае родители должны припарковаться, то есть о мгновенной остановке речи уже не идёт.
За комментарием к инициативам Юрия Важника и его коллег по БАЭС Realt.byобратился в ГАИ. Управление ГАИ УВД Брестского облисполкома приняло электронное обращение, но ответа пока не дало. Комментарий Отдела дорожной инспекции УГАИ ГУВД Мингорисполкома также получить не удалось.
Продажа квартир в новом доме в ЖК "ПРОМЕНАД" в микрорайоне "ЛЕБЯЖИЙ"! Получить ключи и заселиться в новую квартиру в максимально короткие сроки! Выгодные условия по рассрочке от застройщика.