$1.413 м.кв. О проектеРеклама на Realt.by
Регистрация

«Люди, которые ждут от государства квартиры — занимают позицию ребенка» — психолог о последствиях жизни в тесной квартире

21.09.2016 18 4622

Автор: Карина Комиссарчик, Карина Комиссарчик

Небольшие зарплаты, отсутствие кредитов, столетняя очередь на улучшение жилищных условий приводит к тому, что очень многие семьи в Беларуси, а особенно в Минке, вынуждены тесниться в одной квартире. Мы поговорили с психологом ООО «Частный психолог» Еленой Дубовик о том, как теснота, жизнь нескольких поколений в одной квартире влияет на семью и эмоциональное состояние каждого проживающего.

Ситуация, знакомая всем еще с советских времен: в одной квартире живут родители, их выросшие дети, каждый из которых состоит в браке и имеет детей. Если речь идет о пятикомнатной квартире или огромном доме — еще куда ни шло, но если мы говорим о двухкомнатной квартире или еще хуже — однокомнатной?

— Около жилищного вопроса крутится очень много психологических проблем и вопросов. Они не связаны с жилищным вопросом напрямую, но косвенно эта проблема затрагивает многие важные аспекты жизни.

Начнем с идеальной ситуации. Есть молодая семья с маленьким ребенком. Они должны жить самостоятельно, без родителей. Семья — это папа, мама и дети. Бабушки, дедушки, дяди и дети — это уже клан. Так вот, семья должна жить самостоятельно, отдельно. У нее должны быть свои правила, привычки, иерархия и образ жизни.

Когда ребенок рождается, он может жить в одной комнате с родителями максимум до трех лет. После у него должна быть своя комната — свое личное пространство. Почему-то в нашем менталитете это выглядит «по-барски», нерационально или невыполнимо. Однако, несмотря на то, что ребенок зависит от семьи, он — личность. Если у него нет своей комнаты, у него появляются сложности с психологическими границами, так как своя комната — это и есть личностные границы. Ребенок не понимает, где его территория, а где чужая, где заканчивается его свобода и место для эмоций и открытости. Однако просто наличия своей комнаты недостаточно, если, например, ребенку запрещают обустроить ее так, как он посчитает нужным — это его самовыражение, формирование вкуса и предпочтений.

После ребенок становится подростком. У него должна быть возможность привести друзей в свое пространство, общаться с ними лично, а не в социальных сетях. Далее наступает юность. Возникают вопросы, можно ли привести в комнату друга или подругу, и какой уровень свободы есть в этой ситуации. Все эти этапы формируют у ребенка понимание того, что он может себе позволить, а что нет. Если все этапы прошли правильно, то выбор партнера для жизни, отношения формирует психологически здоровый человек, а не ребенок в теле взрослого человека. Кстати, многие люди, которые живут вместе, но не называют это браком, боятся ответственности, потому что у них неверное представление о личных границах и территории.

— Когда в одной квартире живут несколько поколений, происходят серьезные эмоциональные нарушения, иерархические, финансовые. Очень сложно на одной территории обозначить границы.

Я считаю, что людям, которые уехали из маленьких городов учиться или работать, в этом смысле находятся в более выигрышном положении. Они не считают себя везунчиками, но по приезду в чужой город они становятся самостоятельными, у них появляется жизненный опыт, личные границы, умение жить с другими людьми в общежитии или съемной квартире. Они узнают, что такое степень свободы и самостоятельности.

Мы в нашей практике часто сталкиваемся с ситуациями, когда человек уже давно вышел из юного возраста, но он продолжает жить в родительской семье и не знает, что такое самостоятельность. Он остается в позиции ребенка, что нарушает логику психологического развития, стадийности жизни. Это обоюдный процесс, когда ребенок и родитель не отпускают друг друга. Для них он — смысл жизни, а если он переедет жить отдельно, то смысла, якобы, и не будет. Или часто клиенты рассказывают, например, что мама просила их жить в родительском доме, потому что только так мама с папой не ругаются. Никто из родителей не просыпается с мыслью: «Я хочу сломать жизнь своему ребенку». Это происходит неосознанно.

В ситуации, когда этот «не выросший» человек приводит в дом родителей своего партнера, появляются дети, а жить отдельно никто не собирается, вопросы только к этому взрослому ребенку. Часто они оправдываются тем, что нет денег на арендное жилье, плохая работа, маленькая зарплата. Кто мешал вам выбрать хорошую профессию? Кто мешал найти достойно оплачиваемую работу? Кто мешает сделать это сейчас? Это личная ответственность, которую не стоит перекладывать на родителей или государство.

Все это личностные ограничения, которые можно преодолеть. Возвращаемся к тому, с чего начали. Если у ребенка изначально нет личного пространства, нет личных границ — нет и ответственности за эти границы, навыка самостоятельности. В конце концов это перерастает в нежелание нести ответственность за свою жизнь, что приводит к жизни с родителями до 50 лет.

Еще многое зависит от родителей и их психологического здоровья и целостности. Часто бывает, что родители дарят, например, сыну и его молодой жене квартиру, после они приходят туда каждый день, чтобы принести продуктов или приготовить ужин. Или еще интереснее вариант, когда родители дарят квартиру и ежедневно напоминают, что они в ней главные и они будут решать, какие обои клеить и какой шкаф покупать.

— Рассмотрим вполне обычную ситуацию для большого города, когда в одной квартире живут уже в возрасте родители, сын с женой и двое детей. Начнем с взрослых родителей. Они — пара. У них свой режим, взаимоотношения и привычки. Минимум, который должен быть — это отдельная, непроходная комната, где пара может проводить время наедине, выяснять отношения или просто уединяться. Плюс пара состоит из личностей, каждая из которых должна иметь свое место в доме, свою территорию. Вспомните мультфильм «Вверх», где у каждого партнера свое кресло и выглядит оно так, как ему хочется.

Вторая пара: сын и его жена также нуждаются в отдельной комнате и в личной территории. Это понятно. Но у нас же есть еще двое детей. До трех лет, в принципе, еще не страшно, если ребенок спит в одной комнате с родителями, но если ему 7 лет, 10 лет, а он продолжает спать с родителями в одной комнате — это печально как для ребенка, так и для родителей. Еще хуже есть ситуации, когда один ребенок спит с мамой, а второй — с папой. Такое сплошь и рядом, и это категорически неприемлемо. Что происходит в такой ситуации? Пара теряет индивидуальность и интимность. У нее нет возможности уединяться, разговаривать. Интимная жизнь, которая очень важна для отношений, просто отсутствует. Отношения рушатся. У детей нет личного пространства и территории. Какие проблемы вытекают из-за этого, мы рассмотрели выше.

Даже если у каждой пары и детей будет отдельная комната, есть еще общая территория в виде кухни, где и будут происходить основные конфликты. Кто главная хозяйка в доме? Кто занимается готовкой еды? Кто покупает продукты? В этой ситуации каждая семья-пара должна иметь отдельное место для готовки, хранения продуктов и так далее. Звучит не очень по-семейному — согласна, но это более здоровый вариант для отношений между людьми, чем споры по поводу того, кто сегодня моет посуду или кто на сколько денег поужинал. Как и когда реализовываться молодой хозяйке, если всем будет заправлять старшая хозяйка? Или если наоборот, то старшая будет чувствовать себя вытесненной из собственного дома.

— Что делать? Начните с малого. Установите хотя бы перегородки в жилой комнате, чтобы хоть как-то обозначить границы личной территории. Рассказы о том, что нет возможности жить отдельно, приобрести недвижимость и так далее — часто надуманы. Нужно спросить себя, что вы сделали для этого? Снимайте жилье. Если нет денег — меняйте работу, которая будет приносить нужный доход. Дорого строить квартиру в Минске? Стройте в ближайшем пригороде, а лучше дом где-нибудь в 50 км от Минска. Варианты и возможности есть, важно лишь желание и стремление. Ради личностной свободы, здоровых отношений, благополучия детей нужно немного постараться, сделать хоть что-то.

Молодые люди, которые ждут, когда все их финансовые, жилищные проблемы решит государство — не повзрослели, не перестроились. Они психологически не созрели, чтобы брать ответственность за свою жизнь на себя. Это похоже на родительский комплекс, потому что они воспринимают государство как родителя.

Все ваше негодование, злость на то, как несправедливо обошлась с вами жизнь, страна, родители, начальники, переведите в энергию и направьте ее на самореализацию, зарабатывание денег. Тратить её на комментарии под статьями о том, что государство плохое или психолог плохая — это пустая трата времени и прожигание энергии в никуда.

Фото: Феликс Сиваков

Есть что сказать?

Комментарии к новости

Вы должны авторизоваться! Войти

Владимир 24.09.2016 в 21:40
0
Это самый не одекватный психолог которого я прочёл и самая не одекватная страна в мире .Человек который работает в любом государстве должен на свою зарплату построить квартиру ,если тупая нищая страна это не может это организовать то в ней правит д...л
0.9K 289
278
неАнжелла 23.09.2016 в 15:05
0
Хозяйка квартиры в 11:26 21.09.2016:
Чтобы служить идеалам, нужно где-то жить, господа! И хорошо бы отдельно! Хоть в бетонной коробке (цена которой полмешка картошки) и с 7 айфоном.
Никто не говорит, что это самоцель. Психолог говорит, своя территория - это необходимость каждого современного человека, а формат выбирать каждому свой. Можете отдельно жить на полигоне бытовых отходов в землянке, а можете к Анджелине Джоли в соседи попасть. Выбор за вами.
Мать-перемать! Хозяйка медного таза! разуйте глаза...
Это лохолог НИЧЕГО не хочет Вам донести! Играя на Ваших амбициях, страхах, комплексах в Ваш мягкий родничок втирают "золотой стандарт болотного метра"... А Вы хаваете и причмокиваете!
Сравните:
1. Большие наклейки: "Мы продаем алкоголь/табак лицам старше 18 лет". По Вашему забота о здоровье?? Это акция производителей табака и алкоголя! Скрытая реклама. Подростки ассоциируют употребление табака и спиртного со взрослой жизнью, повышают самооценку, значимость... На взрослого эта наклейка не действует!!! т.к. видит он ее каждый день с 12 лет - когда начал пить и курить!
2. Фурсенко: "недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других"
Государство растит НЕ личность, а личинку, которой легко управлять!
Появись эти рассуждения где-нибудь на сайте знакомств в разрезе: семья-дети-ДОМ-дерево - это Хорошо, а эстафета по передаче гепатита и ВИЧ - ПЛОХО! я бы согласился и отжалел лайк! но ЗДЕСЬ??! не удивлюсь, если это мама Астапени или Куделки!
Виталий 23.09.2016 в 14:55
0
Собственно говоря, проблема для большинства не в том, что они ждут квартиру от государства. Такая позиция - это очевидно социальное иждевенчество. Но государство должно создать условия, когда человек (семья) , который (которые) честно работает на своём месте, хорошо работает, лучше других, - мог бы в любой области, кем бы он не работал, обеспечить своим (хотя-бы) двоим детям нормальные условия, без стыда за свою материальную несостоятельность. А то что говорит психолог - это конечно, выход для конкретного человека. Но для всей страны это тупик. Не в плане льготных квартир почти бесплатно (это вредительство для финансов страны) . В плане - давайте все найдём другую, достойную работу. Например врачи. Найдут достойную работу (хорошие врачи) (в этом можно не сомневаться) заграницей. Ну и помрете вы, хороший психолог, с апендицитом, в приёмной отделении ... Потому что нет у нас страховой медицины, а есть спецбольницы для чиновников, и лечение со всеми препаратами бесплатно в обычных больницах, для них тоже есть. Ну а психолог - конечно она профи. Для конкретного человека в наших условиях другого выхода нет.
864 401
519
Игорь 22.09.2016 в 20:16
0
Mr.Z в 09:09 22.09.2016:
Работник стоит столько за сколько он согласен работать. Зачем вам переплачивать если вы и так готовы на всё? Научитесь себя ценить и продавать. Идёте в наем и хотите денег

По теме.
Проблема заботы государства очень острая. У меня например есть деньги купить квартиру, но если я это сделаю я потеряю очередь (живу отдельно в трешке, есть лишние деньги на лучшее).

У меня друг прописан с семьёй в общежитии. Недавно они купили квартиру, оформили на родителей. Сейчас будут рожать третьего. Брать льготную квартиру.
Формально, они пять человек будут жить в общежитии, по факту живут в своей квартире. Деньги на покупку большей квартиры есть (мой друг бизнесмен) но зачем ее покупать на себя если можно получить ее от государства.
И тут встаёт хороший вопрос - КАКОГО РОЖНА мы все налогоплательщики должны скидываться вот такому очередному хиросделанному "нуждающемуся" на эту его льготную хатку?
Однако, ихмо ровно также НЕ ДОЛЖНЫ скидываться на хату налогоплательщики и тем не бизнесменам кто получает 500руб в мес, тем кто не имеет никаких других хат. Ибо если бы у них был мозг, инициатива, талант - они бы вполне себе заработали на эту хату как и этот бизнесмен. Так какого чёрта одни должны платить за убожество и лень других??? Да мы все не равны - одни трудолюбивы и умны, другие ленивы и глупы(или умны были их родители, а родители других нет).
А психолог прав. Хватит ждать что вам кто-то что-то "должен". Каждый должен! жить в том на что заработал.
26.4K 36K
12017
Виталий 22.09.2016 в 14:39
+1
andrei в 11:50 22.09.2016:
Если коротко резюмировать:
Государство должно только тем кто у корыта. Каждый обязан быть богат. Кто не богат тот размножаться не достоин. Психолог молодец и все знает, она успешна.
Стандартная философия люмпенов.

Богат не тот, кто много зарабатывает. Богат тот, кому хватает заработанного.
26.4K 36K
12017
Виталий 22.09.2016 в 14:31
+1
"Все ваше негодование, злость на то, как несправедливо обошлась с вами жизнь, страна, родители, начальники, переведите в энергию и направьте ее на самореализацию, зарабатывание денег. Тратить её на комментарии под статьями о том, что государство плохое или психолог плохая — это пустая трата времени и прожигание энергии в никуда."

Абсолютная истина!
Сомнения по этому поводу могут возникнуть только у людей, боящихся взять ответственность и в первую очередь за себя лично. Страх перед "непонятным" будущем порой подавляет личную инициативу. И, как результат, накапливающиеся проблемы в жизни.
24 12
5
andrei 22.09.2016 в 11:50
-3
Если коротко резюмировать:
Государство должно только тем кто у корыта. Каждый обязан быть богат. Кто не богат тот размножаться не достоин. Психолог молодец и все знает, она успешна.
19.8K 16.7K
5507
eventer 22.09.2016 в 09:59
-1
Mr.Z в 09:09 22.09.2016:
Работник стоит столько за сколько он согласен работать. Зачем вам переплачивать если вы и так готовы на всё? Научитесь себя ценить и продавать. Идёте в наем и хотите денег

По теме.
Проблема заботы государства очень острая. У меня например есть деньги купить квартиру, но если я это сделаю я потеряю очередь (живу отдельно в трешке, есть лишние деньги на лучшее).

У меня друг прописан с семьёй в общежитии. Недавно они купили квартиру, оформили на родителей. Сейчас будут рожать третьего. Брать льготную квартиру.
Формально, они пять человек будут жить в общежитии, по факту живут в своей квартире. Деньги на покупку большей квартиры есть (мой друг бизнесмен) но зачем ее покупать на себя если можно получить ее от государства.
ай, молодца - друк. таких друзей я бы натягивал на плотный штуцер через аццкую коммуналку. такую, чтобы шуба заворачивалась.
57 29
27
Mr.Z 22.09.2016 в 09:09
+1
Кориш в 21:28 21.09.2016:
Почему работа оплачивается недостойно,это вина работника?А ничего немешает,это утопия иметь всем доход миллионеров.
Работник стоит столько за сколько он согласен работать. Зачем вам переплачивать если вы и так готовы на всё? Научитесь себя ценить и продавать. Идёте в наем и хотите денег

По теме.
Проблема заботы государства очень острая. У меня например есть деньги купить квартиру, но если я это сделаю я потеряю очередь (живу отдельно в трешке, есть лишние деньги на лучшее).

У меня друг прописан с семьёй в общежитии. Недавно они купили квартиру, оформили на родителей. Сейчас будут рожать третьего. Брать льготную квартиру.
Формально, они пять человек будут жить в общежитии, по факту живут в своей квартире. Деньги на покупку большей квартиры есть (мой друг бизнесмен) но зачем ее покупать на себя если можно получить ее от государства.
Кориш 21.09.2016 в 21:29

Комментарий удален согласно пункту 2 правил размещения комментариев

Кориш 21.09.2016 в 21:28
-3
Кто мешал вам выбрать хорошую профессию? Кто мешал найти достойно оплачиваемую работу? Кто мешает сделать это сейчас?
-
Почему работа оплачивается недостойно,это вина работника?А ничего немешает,это утопия иметь всем доход миллионеров.

Нужно спросить себя, что вы сделали для этого? Снимайте жилье. Если нет денег — меняйте работу, которая будет приносить нужный доход. Дорого строить квартиру в Минске? Стройте в ближайшем пригороде, а лучше дом где-нибудь в 50 км от Минска
Сейчас люди сидят за гроши работая,роботы нет,эконимика на нуле!И что в пригороде жить в поле,е ездить в Минск тратит ь огромные деньги на дорогу,время?
Психолог мыслит как учебник,а учебник в жизни это мукулатура!
19.4K 13.2K
4052
Евгений 21.09.2016 в 17:04
+3
дормоеды. Когда будете зарабатывать, а не ждать подачки? Социальное государство закончилось. Все. Денег нет. Дом в деревне 500$. Это все, что мы, налогоплательщики, можем для вас сделать.
212 50
112
Ник 21.09.2016 в 15:45
0
Нищая страна, нищие люди, прочее - просто производные
493 283
241
Хозяйка квартиры 21.09.2016 в 11:26
+3
Чтобы служить идеалам, нужно где-то жить, господа! И хорошо бы отдельно! Хоть в бетонной коробке (цена которой полмешка картошки) и с 7 айфоном.
Никто не говорит, что это самоцель. Психолог говорит, своя территория - это необходимость каждого современного человека, а формат выбирать каждому свой. Можете отдельно жить на полигоне бытовых отходов в землянке, а можете к Анджелине Джоли в соседи попасть. Выбор за вами.
19.8K 16.7K
5507
eventer 21.09.2016 в 10:33
-2
неАнжелла в 10:15 21.09.2016:
всё верно... Да только подозрительно однобоко! Развивая тему: самоцель жизни - личный бетонный саркофаг - как показатель социальной состоятельности, потенции, достижений... Набивая болотным метрам (которым цена - пол мешка бульбы) веса "статуса" в обществе...
Я тоже "психолог"!! И скажу, что в затянувшемся прыжке из колыбели в крематорий мы тянемся не за теми картинками 7-й айфон - 6й БМВ - 5комн. хата.: пыль в глаза. А как же служение гуманистическим идеалам человечества?! Поэтому этот опус на сайте, где застройщик за возможность ударить в гусли и впердолить свой бетоний платит копеечку очень не очень!
васимсожу. в дырочку.
0.9K 289
278
неАнжелла 21.09.2016 в 10:15
+1
всё верно... Да только подозрительно однобоко! Развивая тему: самоцель жизни - личный бетонный саркофаг - как показатель социальной состоятельности, потенции, достижений... Набивая болотным метрам (которым цена - пол мешка бульбы) веса "статуса" в обществе...
Я тоже "психолог"!! И скажу, что в затянувшемся прыжке из колыбели в крематорий мы тянемся не за теми картинками 7-й айфон - 6й БМВ - 5комн. хата.: пыль в глаза. А как же служение гуманистическим идеалам человечества?! Поэтому этот опус на сайте, где застройщик за возможность ударить в гусли и впердолить свой бетоний платит копеечку очень не очень!
493 283
241
Хозяйка квартиры 21.09.2016 в 10:11
+2
Полстраны так живет, к сожалению. Совместное проживание с родителями чаще всего рушит браки взрослых детей. Все это понимают, но оторвать задницу и что-то сделать, выйти из ситуации получается у меньшинства. Особый респект родителям, которые постоянно вмешиваются в проблемы взрослых детей, капают на мозг каждый день, расшатывают отношения мелкими бытовыми замечаниями, а потом - да наконец-то ты избавился от этой стервы, неряхи и самовлюбленной дуры!!! Отдельная семья должна иметь отдельное жилье - это первое правило, которое есть начало новой ячейки общества. Сразу отпадает целый блок проблем. Проблемы будут другие, но это все решаемо, если есть желание жить вместе в любви и согласии.
57 39
46
Инна 21.09.2016 в 09:55
+3
Согласна. А то привыкли ждать подачек.
1.4K 500
777
олегофен 21.09.2016 в 09:46
0
Если я прокомментирую, что государство хорошее или психолог замечательная — это будет не пустая трата времени и прожигание энергии?

Витрина

Успей купить готовую квартиру!

ЖК Променад в Лебяжьем Рассрочка 0% до 2-х лет! Индивидуальный подход к каждому клиенту! Кредит Лизинг Trade-in

Подобрать квартиру

Контакты: +375 44 5-618-618

Готовые квартиры 49 м.кв.

Продажа готовых квартир евроформата. Свободная планировка,черновая отделка, метро "Грушевка"

ЖК «Гранд Хаус»

Контакты: +375 17 336-73-88

Опрос