В Украине есть другая большая проблема — падение покупательской способности, которая за последний год снизилась на 30%. Это достаточно ощутимо сказалось на работе ритейлеров. Многим из них пришлось либо уходить из ТЦ, либо переезжать из комплекса в комплекс. Все это способствовало росту вакантных мест.
Самая большая вакантность — почти 8% — наблюдалась в Украине в 2015 году. В первом квартале 2016 года она снизилась до 6%. Учитывая, что рынок коммерческой недвижимости в стране интенсивно развивается, в текущем году только в Киеве на рынок будет выведено почти полмиллиона кв. м новых площадей. Это приведет к вакантности мест в старых ТЦ либо в неправильно сформированных, которые не нашли своего покупателя.
— Если падает посещаемость и от вас уходят ритейлеры, обязательно надо сделать маркетинговый анализ и выяснить, на кого рассчитан ваш комплекс, кто ваш покупатель. Можно бесконечно менять арендаторов, делать зонирование помещений. Но проблема может крыться не в ритейлерах, а в вас. Всего лишь потому, что вы не находите своего покупателя, — пояснила Евгения Локтионова. — Возможно, ваш покупатель хочет видеть в ТРЦ мебельный салон или товары для дома. Может быть, ему достаточно продовольствия и каких-то других сопутствующих товаров, или ему не хватает развлечений.
Директор UTG привела пример со старым ТЦ «Детский мир» в Киеве, который 3 года назад имел 100-процентную заполняемость. Но с учетом роста конкуренции, открытия новых ТЦ и перераспределения потоков он потерял своих покупателей. Стала расти вакантность помещений. Тогда руководством ТЦ было принято стратегическое решение и открыт океанариум для детей. Посещаемость в центре вновь возросла, и сегодня он снова имеет нулевую вакантность.