— Рынок столкнулся с переизбытком торговых площадей. Торговые центры продолжают открываться, однако заполнить их толком некому. Существующие в стране ритейлеры пересматривают стратегии развития, стараясь оптимизировать сети и уходить с менее оживленных локаций. Новыми брендами Минск не избалован: мировые бренды вновь переносят сроки выхода на белорусский рынок. Их настораживает макроэкономическая нестабильность и вызванное этим снижение покупательской активности.
Ситуация существенно отличается от той, которая была несколько лет тому назад. Тогда мировые бренды тщательно присматривались к белорусскому рынку, но ссылались на отсутствие достойных объектов с современной планировкой и крупных площадей. Сейчас такие объекты есть, но рынок стал менее привлекательным. Некоторые девелоперы стараются привлечь международные сети рекордно низкими ставками, арендными каникулами и привязкой ставок к обороту магазина. Но эти усилия обычно заканчивается ничем, поскольку для бренда гораздо важнее покупательская способность, чем условия аренды.
Инвесторы постепенно теряют интерес к вложению финансовых ресурсов в строительство новых объектов. Проекты, находящиеся на начальной стадии, либо сворачиваются, либо откладываются на неопределенный срок. Основные причины — высокие риски и сложности с определением потенциальной доходности. Так что через два-три года ситуация на рынке торговых центров может резко изменится — новые объектов станет мало.
Сдерживающим фактором развития рынка выступают дорогие кредиты. В Европе для строительства объекта коммерческой недвижимости можно привлечь кредит 1,2−1,3% годовых, в Беларуси же процентные ставки на порядок выше. И маловероятно, что ситуация кардинально изменится в ближайшие годы.