Мы используем файлы cookie. Используя сайт realt.by, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

$1.369 м.кв. О проектеРеклама на Realt.by
Регистрация

Вадим Тачкин: «Минск должен стать дорогим, чтобы в нем остались только лучшие»

04.02.2014 13 3468

Надежда Калинина

Правительство заявило о сокращении объемов уплотнения столицы, но население Минска постоянно растет. Изменить ситуацию может правильное распределение слоев общества по районам.

Чтобы решить в Минске проблему жилья, надо рационально располагать жилой фонд. В центре столицы должны преобладать строения общего назначения — торговые центры, культурные объекты, места отдыха. А в жилом секторе пора создавать градацию его стоимости. Об этом рассказал директор консультационной компании «Вива Капитал» (торговая марка ViVa Invest) Вадим Тачкин.

— Плотность населения столицы по официальным данным 6,2 тысячи человек на 1 квадратный километр. Другие исследования показывают меньшее число — 5,7 тысяч. Но даже в этом случае в мировом рейтинге по плотности населения Минск занимает 455 место, обогнав Варшаву (687 место), Вильнюс (742), Киев (507) и даже Москву (654). В 2013 году население белорусской столицы выросло на 16,3 тысячи человек. Что делать с ростом желающих жить в Минске, если не увеличивать количество жилья?

— Действительно, было заявлено, что активно уплотнять Минск не будут. Годовой план строительства уменьшится. К 2017 году его обещают сократить в 2 раза. Это позволит в некоторой степени решить проблему уплотнения в том формате, в котором она происходила в последние годы. Но рано или поздно даже эти свободные территории закончатся. Поэтому уже сейчас надо с максимальной эффективностью использовать оставшиеся в столице места, где еще можно правильно сформировать комфортную среду обитания.

В расширении границ Минска пока нет никакой необходимости — выход за МКАД влечет за собой значительные затраты на инженерную и социально-бытовую инфраструктуру, которой пока недостаточно обеспечены даже некоторые уже сформированные микрорайоны. Основная проблема создания инфраструктуры — это бюджетное финансирование, которого всегда не хватает. В отличие от жилых квадратных метров, которые оплачиваются непосредственно дольщиками, деньги на строительство инфраструктурных объектов выделяет государство пропорционально своим планам и возможностям в тот или иной период времени.

Помимо уплотнения есть и другие способы эффективного использования городских земель. Например, реновация существующих территорий, на которых расположены объекты, не соответствующие современному облику европейской столицы. Речь идет о средних и малых предприятиях, двухэтажных домах барачного типа, частном секторе, коего в центральной части г. Минска более чем предостаточно. На их месте могли бы появиться красивые, грамотно продуманные жилые кварталы. Но до сих пор решение этого вопроса сталкивалось либо с большим объемом инвестирования, что не под силу большинству отечественных девелоперов, либо с категорическим неприятием подобных инициатив со стороны жителей, проживающих на смежных территориях. Возможно, с введением новых правил осуществления жилищного строительства, эта ситуация изменится. Не исключено, что в рамках общей градостроительной политики и разработанного плана детальной планировки, данные территории будут разделены на отдельные участки и предложены застройщикам на условиях конкурса или аукциона. Проводить общественные осуждения в этом случае вместо коммерсантов будут чиновники, что должно существенно снизить «градус» народного негодования по поводу планов городских властей, связанных увеличением жилого фонда в данных районах.

— Но людям не выгодно оказываться от своего жилья.

— Невозможно жить в центральной части достаточно компактного города, в котором проживает более двух миллионов жителей, и при этом не ощущать дискомфорт от плотной застройки. Практически все мегаполисы в той или иной степени проходили этапы уплотнения и последующего существенного удорожания жилья в центре города. Как правило, центральная часть крупного европейского мегаполиса представляет собой достаточно плотно застроенную территорию с преобладанием объектов нежилого фонда. У нас же пока, перемещаясь некоторым центральным улицам можно встретить довольно непрезентабельные частные дома либо домовладения, в которых люди активно ведут сельское хозяйство или держат мелкий и даже крупный рогатый скот. Не думаю, что подобные кварталы являются гордостью белорусской столицы и их можно показывать гостям нашего города.

У нас очень мало красивых современных жилых зданий, потому что, в основном, в городе, в силу разных причин, строятся объекты эконом- и комфорт-класса. В центральной части иногда можно встретить объекты класса «бизнес». При этом есть желающие купить и более дорогое жилье, доплатив за малую этажность, прогрессивные инженерные технологии, интересные архитектурные решения и т. д. Однако удовлетворить их потребности пока практически невозможно, участки на которых можно построить объекты улучшенных потребительских характеристик единичны и должны быть расположены в уникальных местах, предполагающих снос, отселение и общественное обсуждение такой застройки, что в настоящее время практически не выполнимо.

В то же время у нас есть территории, где строительство не предполагает обострение социальной напряженности. В качестве примера можно привести участок, на котором расположен авиаремонтный завод и аэропорт «Минск-1». На сегодняшний день договор с крупным российским инвестором, который планировал на этом месте осуществить масштабное строительство, расторгнут, а городские власти снова находятся в поиске крупного иностранного девелопера, который смог бы взять на себя обязательства по комплексной застройке данной территории. И очень хорошо, что именно в это время было принято решение отказаться от нарастающих темпов жилищного строительства. Это, если можно так выразиться, спасло данный инвестиционный проект от формата «эконом», в который он мог превратиться во исполнение государственных планов по решению проблемы нуждаемости населения в улучшении своих жилищных условий. Будем надеяться, что в новых условиях столица в этом случае вместо скоростного строительства панельных многоэтажек получит действительно сбалансированную жилую среду, которая будет включать в себя как нетиповые жилые дома с интересным архитектурным обликом, так и объекты инфраструктуры, ориентированные на жильцов, купивших, а не получивших, свои квадратные метры.

— Но как быть с жителями провинции, которые едут в столицу как раз за хорошей работой и чтобы быть ближе ко всем удобствам и развлечениям.

— Трудовую миграцию в столицу не остановить. Но надо рационально ее распределять. Большая часть низкоквалифицированной рабочей силы могла бы жить и работать в удаленных от центра районах.

Сейчас в наших спальных районах инфраструктура ограничена. В основном она состоит из школ, детских садов, мед. учреждений, магазинов, торговых центров и пары-тройки баров или кафе. Этого недостаточно для всех жильцов, поэтому за всем остальным они едут в центр. Кроме этого, большинство предприятий, министерств и ведомств также сосредоточены в центральной части Минска. Таким образом, каждый будний день и по вечерам в выходные большое количество населения перемещается из микрорайонов в центр и обратно, создавая значительную нагрузку на транспортную инфраструктуру города. Для того чтобы хоть как-то изменить этот нерациональный процесс была запущена программа развития городов-спутников. В этом мы повторяем путь всех городов-миллионников, которые рано или поздно сталкиваются с проблемой перенаселенности. Вынос производств за пределы городской черты позволит также улучшить и экологическую обстановку, которая с каждым годом лучше не становится. Одновременно с этим произойдет и естественное увеличение стоимости жилья в столице, которая будет учитывать расходы по освобождению территорий для новых объектов. Со временем Минск будет открыт только для самых успешных и эффективных, всем остальным придется начинать покорение столицы с городов-спутников или из пригорода.

— Логично, что человек спросит себя, почему он должен ехать в город-спутник? Там ведь тоже не развита инфраструктура.

— Любая столица — это дорого. За счет высокой стоимости проживания происходит естественный отбор: кто-то уезжает, кто-то остается. Со временем и наши граждане начнут понимать, что Минск не для всех. Причем это будет относиться, в том числе и к столичным жителям. Неизбежное сближение расходов на содержание жилого фонда с их реальной себестоимостью также вынудит некоторых из них подыскивать себе менее затратное место жительства. Вполне возможно, что и у нас вслед за новыми кварталами начнет формироваться однородная жилая среда, соответствующая уровню достатка их жителей. Первым таким районом может стать микрорайон Лебяжий, который сейчас активно застраивается нетиповыми объектами, квартиры в которых в большинстве своем приобретаются на коммерческой основе. Все должно стоить своих денег. Надо понимать, что в рыночных условиях, дольщик оплачивает не только квадратные метры своей квартиры, но и окружающую жилой дом инфраструктуру района и города. Тому, кто не в состоянии это купить, придется довольствоваться тем, что он, исходя из своей платежеспособности, может себе позволить. В результате последних законодательных нововведений всем нуждающимся было предоставлено право выбора: быть собственником в городе-спутнике либо пользоваться всеми благами столичной жизни, но в статусе арендатора государственной квартиры.

— Получается замкнутый круг: люди не едут в пригород, потому что там еще не развита инфраструктура, в то же время там не появляются предприятия, культурные и торговые центры, потому что жителей недостаточно. Как продвинуться вперед?

— Для этого государство должно сделать первый шаг. Так происходила застройка всех столичных микрорайонов: сначала активно возводились жилые дома и новоселы, получившие в них квартиры, были вынуждены определенное время мириться с некоторыми неудобствами и только после этого появлялись детские сады, школы, поликлиники и в самую последнюю очередь объекты коммерческого назначения (торговые центры, кафе, развлекательные заведения и т. д.). Однако застройка городов-спутников имеет свои особенности: если в Минске недостаток социально-бытовых объектов компенсировался за счет более развитых районов, то за пределами кольцевой автодороги это невозможно. Все это придется строить «с нуля», поэтому здесь необходимо создать своеобразный якорь — градообразующее предприятие, вокруг которого и будет развиваться такой городок, превращаясь со временем в полноценный город-спутник нашей столицы. Рабочие места и высокий уровень оплаты труда привлечет как жителей с периферии, так и минчан, которые со временем могут принять решение о переезде на постоянное место жительство рядом с местом работы. В этом и заключается тот первый шаг, который должно сделать государство, чтобы программа равномерного распределения трудовых ресурсов по республике начала эффективно работать.

Realt.by Недвижимость

Есть что сказать?
Читать:

Витрина

ЖК "Променад", р-н Лебяжий

Продажа квартир в новом доме в ЖК "ПРОМЕНАД" в микрорайоне "ЛЕБЯЖИЙ"! Получить ключи и заселиться в новую квартиру в максимально короткие сроки! Выгодные условия по рассрочке от застройщика.

Рассрочка от застройщика

Контакты: +375 44 561 86 18

Продается база отдыха

4 га земли в заповедном парке «Урочище Пышки» 10 капитальных строений , все коммуникации

Светлана

Контакты: +375 29 677-5...

Лента новостей