Чтобы решить в Минске проблему жилья, надо рационально располагать жилой фонд. В центре столицы должны преобладать строения общего назначения — торговые центры, культурные объекты, места отдыха. А в жилом секторе пора создавать градацию его стоимости. Об этом рассказал директор консультационной компании «Вива Капитал» (торговая марка ViVa Invest) Вадим Тачкин.
— Плотность населения столицы по официальным данным 6,2 тысячи человек на 1 квадратный километр. Другие исследования показывают меньшее число — 5,7 тысяч. Но даже в этом случае в мировом рейтинге по плотности населения Минск занимает 455 место, обогнав Варшаву (687 место), Вильнюс (742), Киев (507) и даже Москву (654). В 2013 году население белорусской столицы выросло на 16,3 тысячи человек. Что делать с ростом желающих жить в Минске, если не увеличивать количество жилья?
— Действительно, было заявлено, что активно уплотнять Минск не будут. Годовой план строительства уменьшится. К 2017 году его обещают сократить в 2 раза. Это позволит в некоторой степени решить проблему уплотнения в том формате, в котором она происходила в последние годы. Но рано или поздно даже эти свободные территории закончатся. Поэтому уже сейчас надо с максимальной эффективностью использовать оставшиеся в столице места, где еще можно правильно сформировать комфортную среду обитания.
В расширении границ Минска пока нет никакой необходимости — выход за МКАД влечет за собой значительные затраты на инженерную и социально-бытовую инфраструктуру, которой пока недостаточно обеспечены даже некоторые уже сформированные микрорайоны. Основная проблема создания инфраструктуры — это бюджетное финансирование, которого всегда не хватает. В отличие от жилых квадратных метров, которые оплачиваются непосредственно дольщиками, деньги на строительство инфраструктурных объектов выделяет государство пропорционально своим планам и возможностям в тот или иной период времени.
Помимо уплотнения есть и другие способы эффективного использования городских земель. Например, реновация существующих территорий, на которых расположены объекты, не соответствующие современному облику европейской столицы. Речь идет о средних и малых предприятиях, двухэтажных домах барачного типа, частном секторе, коего в центральной части г. Минска более чем предостаточно. На их месте могли бы появиться красивые, грамотно продуманные жилые кварталы. Но до сих пор решение этого вопроса сталкивалось либо с большим объемом инвестирования, что не под силу большинству отечественных девелоперов, либо с категорическим неприятием подобных инициатив со стороны жителей, проживающих на смежных территориях. Возможно, с введением новых правил осуществления жилищного строительства, эта ситуация изменится. Не исключено, что в рамках общей градостроительной политики и разработанного плана детальной планировки, данные территории будут разделены на отдельные участки и предложены застройщикам на условиях конкурса или аукциона. Проводить общественные осуждения в этом случае вместо коммерсантов будут чиновники, что должно существенно снизить «градус» народного негодования по поводу планов городских властей, связанных увеличением жилого фонда в данных районах.
— Но людям не выгодно оказываться от своего жилья.
— Невозможно жить в центральной части достаточно компактного города, в котором проживает более двух миллионов жителей, и при этом не ощущать дискомфорт от плотной застройки. Практически все мегаполисы в той или иной степени проходили этапы уплотнения и последующего существенного удорожания жилья в центре города. Как правило, центральная часть крупного европейского мегаполиса представляет собой достаточно плотно застроенную территорию с преобладанием объектов нежилого фонда. У нас же пока, перемещаясь некоторым центральным улицам можно встретить довольно непрезентабельные частные дома либо домовладения, в которых люди активно ведут сельское хозяйство или держат мелкий и даже крупный рогатый скот. Не думаю, что подобные кварталы являются гордостью белорусской столицы и их можно показывать гостям нашего города.
У нас очень мало красивых современных жилых зданий, потому что, в основном, в городе, в силу разных причин, строятся объекты эконом- и комфорт-класса. В центральной части иногда можно встретить объекты класса «бизнес». При этом есть желающие купить и более дорогое жилье, доплатив за малую этажность, прогрессивные инженерные технологии, интересные архитектурные решения и т. д. Однако удовлетворить их потребности пока практически невозможно, участки на которых можно построить объекты улучшенных потребительских характеристик единичны и должны быть расположены в уникальных местах, предполагающих снос, отселение и общественное обсуждение такой застройки, что в настоящее время практически не выполнимо.
В то же время у нас есть территории, где строительство не предполагает обострение социальной напряженности. В качестве примера можно привести участок, на котором расположен авиаремонтный завод и аэропорт «Минск-1». На сегодняшний день договор с крупным российским инвестором, который планировал на этом месте осуществить масштабное строительство, расторгнут, а городские власти снова находятся в поиске крупного иностранного девелопера, который смог бы взять на себя обязательства по комплексной застройке данной территории. И очень хорошо, что именно в это время было принято решение отказаться от нарастающих темпов жилищного строительства. Это, если можно так выразиться, спасло данный инвестиционный проект от формата «эконом», в который он мог превратиться во исполнение государственных планов по решению проблемы нуждаемости населения в улучшении своих жилищных условий. Будем надеяться, что в новых условиях столица в этом случае вместо скоростного строительства панельных многоэтажек получит действительно сбалансированную жилую среду, которая будет включать в себя как нетиповые жилые дома с интересным архитектурным обликом, так и объекты инфраструктуры, ориентированные на жильцов, купивших, а не получивших, свои квадратные метры.