С середины прошлого года мы наблюдали за тем, как инвесторы уходят с рынка. Часть проектов так и не успела стартовать, работа по другим продвигается катастрофически медленно и судьба их неясна. Результат: если в 2009—2010 годах на рынке присутствовало 90 и более проектов одновременно, то сейчас едва ли больше 70. Вот так выглядит статистика:
Показатель | Сентябрь 2010 | Сентябрь 2011 | Сентябрь 2012 |
Вышло на рынок новых проектов, за год: | | +12 | +19 |
Количество проектов в реализации: | 89 | 67 | 72 |
Окончена реализация проектов, за год: | -34 | -14 | |
Итак, за кризисный 2011 год первичный рынок жилья сократился на 25%. В этом году ситуация стабилизировалась, появляются новые проекты, которые чувствуют себя достаточно уверенно: платежеспособный спрос постепенно растет, а конкуренция существенно сократилась.
В таких условиях цены медленно поползли вверх, а многие игроки вышли на докризисный уровень продаж. Нормой для каркасно-блочного дома сегодня является продажа от 15−20 квартир в месяц. В более дешевом панельном объекте число договоров может доходить и до 30−40.
Но сохранится ли долго эта ситуация — вопрос. Как следствие прошлогоднего кризиса, на рынке появляется все больше предложений недорогого жилья. Например, МАПИД предлагает построить квартиру в микрорайоне Лошица-9 по цене от 7,1 млн руб./кв.м. А в Каменной Горке-2 есть возможность вступить в долевое строительство панельных домов за 800−1000 долл./кв.м.
Если тенденция продолжится, то мы увидим обострение конкуренции в этом сегменте. А ценовая война обычно не приводит к выигрышу в долгосрочной перспективе (см. нашу статью «Стратегии на рынке новостроек»).
Также мы наблюдаем еще одно важное последствие кризиса, которое может привести к тесному соседству с конкурентами. И тесным оно будет в прямом смысле. К застройке участка, который раньше отводился под один крупный проект, сейчас привлекается большое число девелоперов. Каждый из них планирует построить здесь один-два дома.
В связи с этим можно ожидать рост конкуренции в определенных микрорайонах города. Такой «зоной риска» может стать, например, Лебяжий. Здесь коммерческими застройщиками уже возводится несколько домов и анонсировано еще, как минимум, три. К районам, которые активно будут застраиваться, можно отнести и пр. Дзержинского. Уже сейчас доля объектов, расположенных здесь, составляет 15% от объема рынка.
Понятно, что обыграть преимущества местоположения и сформировать ценовую политику тем проще, чем меньше домов предлагается по соседству. А чем больше выбор у покупателя, тем сложнее убедить его в уникальности именно своего проекта.
Что в итоге? Развитие событий должно быть интересным. Потому что те преимущества, которые часто используются в рекламе проектов, — цена и местоположение — уже не будут достаточными для дифференциации проекта. Ждем свежих идей и новые инструменты продвижения.
Юлия Шаброва
Центр МарТ