Белый костел также закрывали, отдавали здание православной церкви, а во времена СССР использовали под нужны государства. В этом плане храму Святого Михаила Архангела повезло чуть меньше, чем Красному. Сюда перенесли цех Минского проектно-конструкторского технологического института.
— Помню, что здесь его стены были испачканы мазутом. В моем детстве тут еще был высокий каменный забор. Долгое время он был закрыт. Реставрировать начали в 2000-х, — делится Алла, чей дом находится напротив костела.
Женщина приезжает в Ивенец редко, но всегда с большой радостью. Мама — местная, работала в больнице. А отец приехал сюда после войны, к своей сестре.
— Семья папы жила в районе стадиона «Динамо» в Минске. Во время войны там все разбомбили, бабушку выселили на окраину. Отец помогал партизанам, за что потом был избит почти до смерти. Тетя в 41-м стала врачом, работала в минской больнице и тоже пыталась передавать лекарства. На фронт отец сбежал в 17-летнем возрасте. Там он пережил две ампутации на ноге. Сестру немцы отправили на работу в Германию. Вернуться в Беларусь она смогла через четыре года. Бабушка шла пешком из Минска в Ивенец, чтобы увидеть свою дочь.
После возвращения в Беларусь тетя Аллы продолжила работать врачом в поселке. Так она познакомилась с будущей невесткой.
— Можно сказать, что она их и сосватала. У самой же жизнь оборвалась в молодом возрасте.