Что касается застройщиков, то они, наблюдая ситуацию на рынке жилья в виде некоторого дефицита вторички и активности покупателей благодаря кредитной поддержке, понимают, что могут позволить себе увеличение цен на свои новостройки. Что они в принципе и делают. Не проходит недели, чтобы мы не читали новость, что очередной застройщик где-то поднял цены на свой новый проект.
Надо сказать, что аппетиты застройщиков немного сдерживают продавцы готовых новостроек, которые покупали их в свое время, чтобы заработать. Теперь по мере сдачи они выставляют их на рынок, тем самым как бы создавая конкуренцию застройщикам с их новыми проектами. Типа 1−2 года назад я покупал новостройку в условном Минск Мире или Новой Боровой по цене около 1000−1100 долларов за метр и теперь выставляю в продажу по 1300 долларов. А сам застройщик уже сегодня предлагает свои новые котлованы по тем же 1250−1300 долларов. Получается, что у покупателя есть выбор: пойти на котлован или взять сразу готовое. Если бы не эти продавцы готовых новостроек, то у застройщиков были бы еще больше развязаны руки в плане цен, а так их прошлые покупатели стали в некотором роде их главными конкурентами.
Понятно, что ситуация на нашем рынке жилья пока достаточно контролируемая и не показывает слишком сильных перекосов в плане чрезмерного кредитования жилья, как в той же соседней России. Напомним, в РФ банки своими льготными программами кредитования новостроек настолько разогрели рынок, что в некоторых регионах цены на первичку стали на 30−40% выше, чем на вторичку, а кредиты выдавали не совсем платежеспособным гражданам. И сейчас на этом фоне у них назревает пузырь на рынке жилья.
Хочется верить, что наш Нацбанк все это видит и понимает, потому что уже и у нас часто можно увидеть, что банк готов прокредитовать вас даже на 100% стоимость жилья, без своего первоначального взноса, что откровенно говоря, немного пугает. Очень бы не хотелось прийти в такой же тупик, в котором сейчас находится российский рынок недвижимости, когда все понимают, что все плохо, и при этом не хотят ничего менять.