Первые полгода «на склад» работали дистрибьюторы и импортеры, а вторые полгода — производители
В 2022 году рынок Беларуси ощутил значительное влияние как традиционных, так и новых факторов внешней среды: новые этапы санкционного давления; ограничение экспортно-импортных операций белорусских организаций на международных рынках и усложнение условий внешнеэкономической деятельности, и, как следствие, последовавшее нарушение логистических цепочек. К таким выводам приходят авторы исследования.
— В два раза, до 25 тысяч квадратных метров сокращены планируемые ранее к возведению складские площади в ЛК «Бремино- Орша». И если первую половину года «на склад» работали, создавая запас, дистрибьюторы и импортеры, то вторую половину, в ситуации отсутствия возможности экспорта в ЕС и в другие присоединившиеся к санкциям страны, работали производители.
С июля-августа 2022 года ситуация стала более оптимистичной.
— Были апробированы новые железнодорожные маршруты из/в Китай и азиатский регион, в том числе через морские порты России. Товары из Европы, транзитом через Казахстан, Армению и Турцию начали перенаправляться автотранспортом в Беларусь. Падение экспорта в страны ЕС удалось компенсировать за счет российского и активизации на азиатском рынке. Экспортные товаропотоки из Беларуси начали превалировать над импортными: товарный экспорт в Китай, например, вырос в два раза. В настоящее время сложно оценить, насколько положительно смена маршрутов повлияла на складскую недвижимость. Существует высокий риск остановки или отказа от реализации проектов с участием западных инвесторов. Немецкая компания «Duisburger Hafen AG», реализовывавшая в парке «Великий камень» проект «сухого» порта, заявила о намерении выхода из проекта и состава учредителей парка. Расторгнут инвестиционный договор с бельгийской компанией «AOI», предусматривавший создание логистического парка на территории Национального аэропорта «Минск».