«Это единственный авторынок в Беларуси, где можно найти все»
Рынок работает 26 лет, и за это время здесь многое менялось, но в основном все узнаваемо даже для явных старожилов. Мы приезжаем на авторынок в будний день, на стоянке не очень много машин. На улице морозно, поэтому сразу заходим в крытую часть авторынка. На первом этаже немало открытых павильонов. Людей для буднего дня прилично (правда, потом выяснилось, что большинство из них — это сами продавцы). В целом, здесь чувствуется жизнь, но есть стойкое ощущение, что сработала машина времени, и я перенеслась на 15−20 лет назад. Похожая атмосфера была тогда на вещевых рынках, где привезенными из России джинсами торговали ушлые продавщицы и отовсюду слышалось сакраментальное: «Вам очень идет». Здесь продавцы настроены не так оптимистично, но проблемой всему видят не смену собственника, а скорее ситуацию в стране и коронавирус.
Подхожу буквально в первый торговый павильон и оказывается, что продавец не знает о том, что рынок выставлен на продажу. По его словам, он здесь работает недавно, и поэтому «свое мнение оставит при себе». Продавцы в магазинчиках от официальных диллеров так же немногословны.
На первый взгляд, новость о продаже авторынка никак «не трогает» арендаторов. Продавец автозапчастей Александр, например, считает, что «хуже уже все равно быть не может»:
— Авторынок «Малиновка» — это свой мир, в основном, за счет людей, которые здесь работают. Здесь есть преемственность. Даже тот, кто новенький сюда приходит, это либо родственник, либо люди, которые… Ну как-то не принято здесь, чтобы кто-то со стороны работал — специфика самих продаж автозапчастей. Даже новые люди, которые сюда приходят, они не выдерживают: много времени нужно обучаться, а доходы уже далеко не те, что были лет 10−15 назад.
— Почему доходы не те? Высокая аренда?
— Да, высокая аренда. Здесь много раз были небольшие стачки по снижению аренды, но не изменилось ничего. Конкретно в этом месте очень много частных павильонов, а на втором этаже и на улице — там арендуют. У меня было 2 павильона на улице, но держать аренду в нынешних условиях невыгодно — 30 евро за «квадрат». И я уже полтора года как отказался.
Но у Александр есть павильон в собственности, поэтому спрашиваю:
— А если рынок продадут, как Вы думаете: что-нибудь изменится?
— Главное, чтобы хуже не было. Хотя… Куда уже хуже? Работа по привлечению клиентов тут не проводится уже давным-давно. Платный туалет, платные заезды. Наверное, это единственный торговый центр, который не идет навстречу потенциальным клиентам. Поэтому хуже… я не знаю. Это только если полностью профиль поменять. Но сейчас это единственный авторынок в Беларуси, где можно найти все.