Эксперт акцентирует внимание на том, что ряд сетей и брендов по-прежнему развиваются. Открылись магазины Reserved и Mohito в Палаццо, Jysk готовит открытие в гродненском Тринити, Familia продолжает развитие в Минске и т. д.
— В следующем году также не ожидается, что посетители уйдут из торговых центров, однако уровень благосостояния населения может снизиться, оказав влияние на РТО и на выручки ритейлеров в иностранной валюте. Также свой эффект на прибыль в валютном выражении может оказать курс белорусского рубля к основным валютам, — уточняет эксперт. — В целом уходящий год для торговли был годом испытаний. Речь идет не только о появлении особых условий для создания безопасной среды в магазинах, но и пересмотре бизнес-моделей. Для девелоперов — это, в первую очередь, поддержание партнерских отношений и открытой коммуникации с арендаторами, а для арендаторов — и рост онлайн сегмента, и, увы, оптимизация оффлайн портфеля. Совокупность внешних факторов, оказывающая сегодня невероятное давление на ритейл, заставляет отдельных собственников принимать тяжелые решения, вплоть до выхода из бизнеса. Да, 2020 — повод задуматься, однако 2021 — возможность стать эффективнее.
Эксперт также отмечает, что покупатели продолжают быть невероятно взыскательными, а выход в онлайн порой обнуляет отдельные достижения ретейлеров, которые перестают быть актуальными.
— Мы надеемся, что все это даст определенный толчок для выхода торговли на качественно новый уровень. Конкурируя между собой, и топовые торговые центры Минска, и объекты в регионах будут стремиться удивлять, быть ближе к потребителю, предлагая новые форматы досуга, выверенные товарные матрицы, большую интеграцию с онлайн форматом и многое другое. 2020 — не стоп-фактор для рынка, а триггер для нового витка и активного старта, — заключает Дарья Лапицкая.
- ТРЦ «Грин Сити»