Рабочая схема
Сегодня Лев Хаютин даёт пояснение к своим вчерашним показаниям.
С самого начала Лев Исаакович заявил ходатайство о том, чтобы судебные заседания по делу были хотя бы через день. Лев Хаютин сослался на возраст и наличие хронических заболеваний, которые не дают ему возможности полноценно восстановиться после судебного процесса. Ходатайство будет рассмотрено в течении трех дней.
Большое внимание Хаютин сегодня уделил финансовому вопросу возведения «Аркадии». Сколько банков и по каким условиям кредитовали Тамбаз. Как избавлялись от невостребованной недвижимости, чтобы выглядеть перед кредиторами «порядочными» и банки не переставали выделять деньги.
В пример приводит машино-места в подземном гараже, которые оказались никому не нужны. Из 620 мест были куплены только 2. Из-за сложного технического оборудования гаража, его отделки, средств пожаротушения и отвода дыма, каждое машино-место вышло стоимостью примерно в 26 тысяч у.е. Понятно, что за такие деньги никто эти места не купит. Поэтому Хаютин создает аффилированную фирму «Тамбаз-альянс» и регистрирует ее на своих дочек.
В дальнейшем, как рассказывает Лев Исаакович, схема была следующая: «Тамбаз» продает машино-места по себестоимости (26 тысяч) компании «Тамбаз-альянс» с рассрочкой платежа (чисто на бумаге). Последняя продает эти места уже по рыночной цене (в два раза меньше) лизинговым компаниям, которые выдавали кредиты на строительство. «Альянс» возвращает часть денег «Тамбазу». Последний за эти деньги гасит проценты по кредитам. Получается, что «Тамбаз-альянс» теперь должен деньги «Тамбазу», а компания Хаютина получается «белой и пушистой» перед кредиторами.
— Рано или поздно жильцам пришлось бы купить эти машино-места. Потому что там некуда было ставить автомобили. Но к этому времени из-за инфляции их цена значительно бы упала, — объясняет Хаютин.
Долг «Альянса» гасили за счет продажи облигаций. «Тамбаз» продавал облигации «Альянсу» по цене ниже номинальной, а последние продавали по рыночной цене. Схема работала. И работала по закону.
В свою очередь, судья не понимает обвинение по поводу торговли облигациями «Тамбаза» через «Тамбаз-Альянс». Он считает, что Хаютин все делал по закону, но обвинитель посчитал, что это все было «недобросовестно». Вообще очень много вопросов у судьи к обвинению.
Люди сами виноваты
По словам Льва Исааковича, он видит только две проблемы, из-за которых с «Аркадией» возникли проблемы:
— «Дефолт» банка. Проблемы возникли из-за того, что Технобанк перестал кредитовать «Тамбаз». А также наложил арест на имущество самого Хьютина и «Тамбаз-альфа» из-за того, что последняя выступила поручителем.
— Сами люди. Если бы обладатели облигаций не начали писать жалобы в исполкомы, то «Тамбаз» бы все успешно урегулировал.
Он заявил, что, когда с людьми, которые купили квартиры (облигации), и не получили их, возникли проблемы — люди сами неправильно поступили и они «сами виноваты, что начали писать заявления в исполкомы и президенту. Если бы они этого не делали, то все дома бы достроились. Если бы они пошли нам на встречу, и мы вместе постарались найти выход, а он был, мы бы все доделали. Если бы они лично ко мне подошли! Кредитование бы продолжилось, гаражи бы продавались, дома строились. Но они не захотели».
Судья резонно заметила — как бы люди подошли к Хаютину, если он в то время уже был в СИЗО?
— Я бы мог выступить консультантом. Ведь выход был. К примеру, если бы обладатели облигаций, даже не все, а хотя бы часть, отдали бы свои бумаги в банк под новый кредит. На эти бы деньги мы построили новый ТРЦ, продали его, а на вырученные средства достроили «Аркадию». И не пришлось бы никому ничего доплачивать, — рассказал Лев Исаакович
После этих слов в зале раздается смех потерпевших.
Как оказалось, даже будучи в СИЗО Хаютин написал от руки бизнес-план по выходу из ситуации и передал его пострадавшим.
Кстати, Хаютин пообещал потерпевшим, которые собрались в зале, что «если его выпустят, а потерпевшие решат вопросы с УКСом по „достраиванию“ Аркадии Томбазом, то все получат квартиры и им не придется доплачивать ни рубля».