Мы используем файлы cookie. Используя сайт realt.by, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

$1.369 м.кв. О проектеРеклама на Realt.by
Регистрация

Обзор жилищного законодательства Республики Беларусь (01.12.2013 — 31.12.2013)

14.01.2014 5101

Предлагаем Вашему вниманию обзор жилищного законодательства Республики Беларусь за период с 01 декабря по 31 декабря 2013 г.

Указ Президента Республики Беларусь от 5 декабря 2013 г. № 550 «О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь». (Зарегистрировано в НРПА РБ 06.12.2013 N 1/14 673).

Указом установлено, что:

  • субсидируемые государством тарифы (цены) на жилищно-коммунальные услуги для населения (по техническому обслуживанию, капитальному ремонту жилого дома, водоснабжению, водоотведению (канализации), газоснабжению, электроснабжению и теплоснабжению, пользованию лифтом, вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов, при оказании которых часть затрат возмещается за счет бюджетных средств и (или) иных источников) устанавливаются в соответствии с законодательством о ценообразовании до начала очередного финансового года с учетом роста доходов населения, а также параметров возмещения затрат на оказание таких услуг за счет всех источников, определяемых ежегодно законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
  • повышение субсидируемых государством тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги для населения осуществляется ежегодно с 1 января исходя из допустимого роста платежей населения за такие услуги в размере, эквивалентном пяти долларам США по среднегодовому значению обменного курса белорусского рубля к доллару США в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной финансовый год, в расчете на семью из трех человек, проживающую в двухкомнатной квартире общей площадью 48 кв. метров, при нормативном потреблении жилищно-коммунальных услуг. Порядок расчетов указанных платежей и уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг определяется Министерством экономики, Министерством жилищно-коммунального хозяйства, Министерством энергетики и Министерством финансов;
  • субсидируемые государством тарифы (цены) на жилищно-коммунальные услуги для населения (кроме тарифа на капитальный ремонт жилого дома) ежеквартально индексируются в течение финансового года с учетом роста доходов населения в размерах, не превышающих фактически сложившихся темпов роста номинальной начисленной заработной платы по Республике Беларусь за предыдущий квартал, в том числе на услуги по:

o газоснабжению, электроснабжению и теплоснабжению — Советом Министров Республики Беларусь;

o вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов — облисполкомами и Минским горисполкомом;

o техническому обслуживанию жилого дома, водоснабжению, водоотведению (канализации), пользованию лифтом — облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством экономики;

  • полное возмещение затрат на предоставляемые населению жилищно-коммунальные услуги за счет всех источников, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, является обязательным.

Данные положения Указа вступают в силу с 1 января 2014 г.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2013 г. № 1082 «О внесении дополнения и изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450». (Зарегистрировано в НРПА РБ 17.12.2013 N 5/38 153).

Внесены дополнение и изменение и в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда».

В частности, Министерству архитектуры и строительства предоставлено право давать разъяснения по вопросам применения Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда.

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 13 декабря 2013 г. № 194 «Об образовании нотариальных округов». (Зарегистрировано в НРПА РБ 18.12.2013 N 8/28 156).

В соответствии с постановлением на территории Республики Беларусь образованы следующие нотариальные округа:

  • Брестский нотариальный округ — включающий территорию Брестской области;
  • Витебский нотариальный округ — включающий территорию Витебской области;
  • Гомельский нотариальный округ — включающий территорию Гомельской области;
  • Гродненский нотариальный округ — включающий территорию Гродненской области;
  • Минский городской нотариальный округ — включающий территорию города Минска;
  • Минский областной нотариальный округ — включающий территорию Минской области;
  • Могилевский областной нотариальный округ — включающий территорию Могилевской области.

Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 18 декабря 2013 г. № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи удостоверения нотариуса». (Зарегистрировано в НРПА РБ 19.12.2013 N 8/28 165).

Постановлением утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверения нотариуса.

Удостоверение является документом, подтверждающим статус нотариуса и его членство в Белорусской нотариальной палате, и изготавливается в соответствии с установленной формой.

Выдача удостоверений осуществляется Белорусской нотариальной палатой.

Заявление о выдаче удостоверения подается нотариусом в соответствующие областные (Минскую городскую) нотариальные палаты в произвольной форме.

К заявлению о выдаче удостоверения прилагается анкета на получение удостоверения нотариуса, содержащая сведения о нотариусе, необходимые для оформления и выдачи удостоверения, две фотографии нотариуса размером 3×4 см.

На основании заявлений нотариусов о выдаче удостоверений соответствующая территориальная нотариальная палата формирует заявку, которая направляется в Белорусскую нотариальную палату в течение трех рабочих дней после подачи нотариусом заявления о выдаче удостоверения.

Заявка территориальной нотариальной палаты и заявление нотариуса о выдаче удостоверения рассматриваются Белорусской нотариальной палатой в течение пятнадцати рабочих дней со дня их поступления.

Установлено, что в случае изменения фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), иных сведений, указанных в удостоверении, нотариус в месячный срок со дня внесения изменения в свидетельство на осуществление нотариальной деятельности обязан обратиться с заявлением о выдаче нового удостоверения.

На основании решения Квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности об аннулировании свидетельства на осуществление нотариальной деятельности лицо, утратившее статус нотариуса, обязано в месячный срок сдать удостоверение в Белорусскую нотариальную палату.

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 127 «Об утверждении Санитарных норм и правил „Требования к устройству и эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений“, признании утратившими силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 134, отдельного структурного элемента постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 ноября 2011 г. № 111». (Зарегистрировано в НРПА РБ 24.12.2013 N 8/28 177).

Постановлением утверждены Санитарные нормы и правила «Требования к устройству и эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений».

Санитарные нормы и правила устанавливают требования к проектированию, строительству, реконструкции, размещению, вводу в эксплуатацию, территории, водоснабжению, отоплению, вентиляции, освещению, содержанию и эксплуатации помещений, оборудования, мебели и инвентаря физкультурно-спортивных сооружений.

Санитарные нормы и правила обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Работники физкультурно-спортивных сооружений должны проходить обязательные медицинские осмотры в порядке, определенном Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Администрация физкультурно-спортивного сооружения обязана обеспечить разработку и выполнение комплекса мер по реализации запрета курения (потребления) табачных изделий на территории и в помещениях физкультурно-спортивных сооружений, за исключением мест, специально предназначенных для этих целей, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, емкостями для сбора коммунальных отходов.

Установлено, что проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию физкультурно-спортивных сооружений должны осуществляться в соответствии с Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к проектированию, строительству, реконструкции и вводу объектов в эксплуатацию», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 февраля 2011 г. № 12.

Размещение физкультурно-спортивных сооружений должно соответствовать санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Территория земельного участка физкультурно-спортивных сооружений должна быть благоустроена, освещена и содержаться в чистоте. В зимнее время пешеходные пути, крыльцо и ступеньки необходимо очищать от снега и льда.

Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений».

Указом утверждено Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (далее — Положение).

С 1 апреля 2014 г. Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» признается утратившим силу.

В соответствии с Положением местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно с 1 февраля до 1 мая уточняют данные, являющиеся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Иные государственные органы, другие организации осуществляют уточнение данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулярно по истечении пяти лет с даты постановки конкретного гражданина на учет — один раз в пять лет.

Также установлено, что:

  • государственный жилищный фонд включает жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, других государственных организаций, в том числе жилые помещения социального пользования, жилые помещения в общежитиях, специальные жилые помещения и жилые помещения коммерческого использования.

Жилые помещения государственного жилищного фонда могут находиться в безвозмездном пользовании организаций негосударственной формы собственности, созданных в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, а также и в иных случаях, установленных Президентом Республики Беларусь;

  • жилые помещения коммерческого использования, жилые помещения социального пользования, жилые помещения в общежитиях и специальные жилые помещения не подлежат приватизации, обмену, разделу, продаже, предоставлению по договору поднайма, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
  • жилые помещения коммерческого использования могут передаваться в порядке исключения в собственность граждан по решению Президента Республики Беларусь, если иной порядок не определен Президентом Республики Беларусь;
  • государственные органы, другие государственные организации, организации негосударственной формы собственности, доли (акции) в уставных фондах которых находятся в государственной собственности, имеющие право повторного предоставления освобождаемых жилых помещений государственного жилищного фонда, в пятнадцатидневный срок со дня получения уведомления местного исполнительного и распорядительного органа об освобождении жилых помещений обязаны уведомить его о намерении реализовать право повторного предоставления освобождаемых жилых помещений государственного жилищного фонда;
  • размер платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования определяется исходя из размера базовой ставки платы за пользование такими жилыми помещениями, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь, с применением коэффициентов, определяемых облисполкомами и Минским горисполкомом в зависимости от степени благоустройства и места нахождения жилых помещений, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
  • от имени несовершеннолетнего члена семьи выбывшего (умершего) нанимателя жилого помещения договор найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда заключается законным представителем несовершеннолетнего. От имени детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до четырнадцати лет договор найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда заключается опекунами, приемными родителями приемной семьи, родителем-воспитателем детского дома семейного типа с предварительного согласия органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов.

Жилые помещения государственного жилищного фонда, не приватизированные гражданами, будут переведены в коммерческое жилье после 1 июля 2016 г. До этой даты граждане смогут воспользоваться правом на приватизацию. После названной даты приватизация прекращается.

Устанавливается возможность после окончания приватизации (1 июля 2016 г.) по заявлению нанимателя коммерческого жилья, относящегося к лицам, имеющим право на получение жилого помещения социального пользования, перевести занимаемое им арендное жилье в состав жилых помещений социального пользования. В случае такого перевода наниматель не будет вносить плату за пользование жилым помещением.

В соответствии с Указом государственная регистрация запрета на отчуждение жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения, признанные находящимися в социально опасном положении или признанные нуждающимися в государственной защите, либо граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, или жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, осуществляется территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения таких жилых помещений на основании решений районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.

Если гражданину принадлежит на праве собственности жилое помещение, находящееся в многоквартирном или блокированном жилом доме, признанное не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания либо аварийным или грозящим обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма, по решению местного исполнительного и распорядительного органа в течение одного года этому гражданину предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств, не уступающее по благоустройству и по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, на условиях договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда.

За принадлежащее на праве собственности жилое помещение, признанное не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания, собственнику выплачивается денежная компенсация в размере рыночной стоимости данного жилого помещения, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Упорядочиваются основания и условия постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, постановка молодых семей на учет нуждающихся будет осуществляться независимо от обеспеченности площадью жилого помещения при условии отсутствия у них собственного жилья, или жилья, предоставленного по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

Но права на получение льготного кредита или субсидии на строительство и приобретение жилья они не имеют, однако могут претендовать на участие в строительстве коммерческого жилья, возводимого коммунальными строительными организациями с ограниченной рентабельностью (5%).

Предусматриваются ограничения в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и основания для снятия с такого учета в отношении граждан, зарегистрированных по месту жительства в общежитиях, жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения, в которых они фактически не проживают. Это также касается тех, кто воспользовался государственной поддержкой при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений в течение 5 лет (за исключением увеличения состава семьи в связи с рождением (усыновлением, удочерением) детей, а также военнослужащих в случае переезда из другого населенного пункта при назначении на должность).

Получение коммерческого жилья будет являться формой улучшения жилищных условий, за исключением предоставления такого жилья на период трудовых (служебных) отношений. Граждане, которым предоставляется коммерческое жилье, снимаются с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Граждане, прибывшие в Минск или населенные пункты Минского района из других населенных пунктов и назначенные (избранные) на должности, включенные в перечень, определяемый Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь, принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) без учета временных ограничений, предусмотренных для постановки на такой учет в Минске (10 лет) и населенных пунктах Минского района (5 лет).

Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве». (Зарегистрировано в НРПА РБ 31.12.2013 N 1/14 721).

Указом, в частности, установлено, что:

  • закупки работ, услуг при строительстве осуществляются с учетом требований Указа путем проведения подрядных торгов либо переговоров;
  • закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве либо переговоров;
  • законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве.
  • проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, за исключением случаев, предусмотренных Указом, и иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь, финансирование строительства которых осуществляется за счет:

o средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, — при стоимости строительства объектов 6 тысяч базовых величин и более;

o иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, — при стоимости строительства объектов 100 тысяч базовых величин и более;

  • при строительстве объектов с обязательным проведением в соответствии с настоящим Указом подрядных торгов обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на:

o разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;

o выполнение проектных и изыскательских работ;

o оказание инженерных услуг стоимостью 3 тысячи базовых величин и более;

o закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тысячи базовых величин и более;

o выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 тысячи базовых величин и более.

Закупкой товаров при строительстве считается закупка товаров, осуществляемая на основании проектной документации, в соответствии с которой определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства объекта, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами;

  • проведение подрядных торгов, торгов не является обязательным в случаях, когда:

o с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров Республики Беларусь, заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь);

o подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;

o генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;

o заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту.

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 13 декабря 2013 г. № 197 «Об установлении критериев расчета количества нотариусов в нотариальных округах и установлении количества нотариусов». (Зарегистрировано в НРПА РБ 30.12.2013 N 8/28 196).

Постановлением установлено, что критериями расчета количества нотариусов на нотариальный округ являются:

  • численность населения в нотариальном округе;
  • активность населения в части обращений за совершением нотариальных действий за последние два года, предшествующие расчету количества нотариусов на нотариальный округ, а также анализ перспектив увеличения (уменьшения) таких обращений;
  • удаленность населенных пунктов друг от друга и транспортное сообщение между ними;
  • возможность самофинансирования нотариуса с учетом необходимости наличия средств на возмещение расходов, связанных с содержанием помещения нотариальной конторы, нотариального бюро, материально-технического обеспечения, уплаты членских взносов в Белорусскую нотариальную палату и иных расходов, связанных с осуществлением нотариальной деятельности.

При расчете количества нотариусов на нотариальный округ может учитываться иная информация, обосновывающая предложения о количестве нотариусов в определенном нотариальном округе.

Установлено следующее количество нотариусов в нотариальных округах:

  • Брестский нотариальный округ — 107;
  • Витебский нотариальный округ — 103;
  • Гомельский нотариальный округ — 131;
  • Гродненский нотариальный округ — 96;
  • Минский городской нотариальный округ — 225;
  • Минский областной нотариальный округ — 132;
  • Могилевский нотариальный округ — 102.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1164 «Об утверждении критериев отнесения объектов к числу подлежащих обязательному оборудованию средствами системы видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности». (Зарегистрировано в НРПА РБ 03.01.2014 N 5/38 254).

Утверждены критерии отнесения объектов к числу подлежащих обязательному оборудованию средствами системы видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности.

К таким критериям, в частности, относятся:

  • размещение на объекте:

o стационарных торговых объектов, в том числе объектов общественного питания;

o зрелищных объектов, дискотек, культурно-развлекательных (ночных) клубов;

o учреждений образования, организаций здравоохранения, туристических объектов;

o физкультурно-спортивных сооружений с предусмотренной вместимостью 100 и более мест;

o гостиниц, общежитий, объектов придорожного сервиса;

  • использование автомобильной дороги для въезда в город Минск, административные центры областей и районов, города областного и районного подчинения и выезда из них;
  • необходимость обеспечения общественной безопасности на объектах метрополитена, автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта (аэропорты, вокзалы, станции, стоянки, посадочные платформы, вестибюли, тоннели, пешеходные путепроводы);
  • отнесение объекта к постоянным местам для проведения массовых мероприятий, определенным местными исполнительными и распорядительными органами;
  • возможность единовременного массового пребывания на объекте граждан в количестве 100 и более человек.

Постановление вступило в силу 1 января 2014 г.

Realt.by Недвижимость

Есть что сказать?
Читать:

Витрина

ЖК "Променад", р-н Лебяжий

Продажа квартир в новом доме в ЖК "ПРОМЕНАД" в микрорайоне "ЛЕБЯЖИЙ"! Получить ключи и заселиться в новую квартиру в максимально короткие сроки! Выгодные условия по рассрочке от застройщика.

Рассрочка от застройщика

Контакты: +375 44 561 86 18

Продается база отдыха

4 га земли в заповедном парке «Урочище Пышки» 10 капитальных строений , все коммуникации

Светлана

Контакты: +375 29 677-5...

Лента новостей