Главное событие января, вызвавшее бурю эмоций и на форумах, и на телевидении, и множество статей и дискуссий в прессе — принятие Указа Президента Республики Беларусь № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений».
Резкое сокращение льготных кредитов и критериев постановки в очередь нуждающихся планировалось давно, но, тем не менее, вызвало огромный резонанс в обществе. Что интересно, голоса людей, выступающих против льготного кредитования, были слышны порою значительно громче, чем стоны обиженных и обошедших стороной решением государства людей.
Подробно о новых условиях получения льготных кредитов мы писали в статье «Кто не успел — тот опоздал» и собираемся внимательно следить за дальнейшим развитием ситуации. Тем более что январь был богат на комментарии чиновников различного ранга и предложений о том, как в дальнейшем будет решаться жилищный вопрос при поддержке государства. Уже заявлено о том, что активно будет развиваться институт арендного жилья, а строительство жилья осуществляться по госзаказу. Но первое, с чем придется столкнуться многим нуждающимся, так это с корректировкой очереди на жилье. Специально созданные комиссии начали проверять минских очередников.
За комментариями мы обратились к нашему постоянному эксперту — заместителю директора по коммерческим вопросам ЗАО «Универсальные юридические услуги» Артему Вайниловичу:
— Если говорить о моей первой реакции на указ № 13, то, рискуя навлечь гнев определенной части читателей, отвечу одним словом: наконец-то. О пагубной роли раздачи невиданной щедрости льготных кредитов для экономики страны мы могли убедиться в полной мере в прошлом году. Я — за льготы только инвалидам, сиротам и многодетным от 5 детей, и только адресные. Молодые семьи должны быть самой активной и трудоспособной частью нашего общества. Почему остальные граждане путем уплаты налогов должны «скидываться» им на жилье. Согласен с резким, но, по сути, правильным ответом экономиста Леонида Заико ноющим и стонущим на форумах обиженным льготникам: «Нет денег на квартиру? Купи велосипед и езжай в Тюмень на заработки. Там от 3 000 долларов в месяц платят».
С критериями постановки в очередь в Минске давно нужно было навести порядок. С одной стороны, в очереди состояло более 200 тыс. семей, с другой стороны, более 500 тыс. минчан имеют в собственности по одной квартире, 55 тыс. — по две. Есть даже люди, у которых по 6 и более квартир. Ввод жилья в эксплуатацию в 2008—2009 годах на 1 тыс. населения увеличился почти вдвое. 40 тыс. минчан ежегодно сдают свои квартиры в аренду. Это все цифры официальной статистики. Да одного района Каменная горка хватило бы, чтобы решить проблему для реально нуждающихся. Еще пару лет льготы продержались бы — и льготником считался бы уже гражданин, в собственности которого находится менее двух построенных за льготный кредит квартир. Интересно, а в очередь за арендным жильем от государства уже многие записались? Или если это жилье нельзя приватизировать, то и в очередь становиться не надо?
Что касается самого рынка недвижимости, то отмена многих льгот должна благоприятно сказаться на его развитии. От перекосов в ценообразовании страдали и застройщики (часть недополученной прибыли, а иногда и прямых убытков от строительства жилья льготникам, они должны были перекладывать на остальных дольщиков), и покупатели минской недвижимости. В 2009—2011 годах согласно решению Мингорисполкома № 101 льготные кредиты раздавались вне зависимости от времени постановки в очередь. Достаточно было заключить договор с застройщиком, причем не обязательно государственной структурой. Результат — за льготников платило государство (за 2011 год суммы остатков по кредитам превратились в смешные цифры), и цены их не сильно волновали. Платили бы все своими деньгами — очень скоро цена «уперлась» бы в платежеспособный спрос и остановилась.
Придут ли бывшие льготники на вторичный рынок жилья? — мнения наших экспертов можно прочитать здесь.
В январе неожиданно много было сообщений о противостоянии минчан планам города по строительству тех или иных объектов, в первую очередь связанных с уплотнением существующей застройки. Жильцам дома по ул. Руссиянова удалось отстоять родной двор от уплотнения 19-этажкой. Похожая ситуация складывалась и по ул. Куйбышева. А у жильцов микрорайона Восток-2 получилось сохранить заброшенный детский сад. Но самым громким скандалом стала ситуация со строительством гостиницы «Пекин» в парке имени 40-летия Октября. Понятно, что многие из горожан вообще против какого-либо строительства в непосредственной близости от их жилья. Но прав ли город, разрешая инвесторам пускать под бензопилу зеленые насаждения и строить жилые дома и в так сверхплотной застройке отдельных микрорайонов?