О себе, как о руководителе
— Если говорить о себе как о руководителе-женщине, то тут все очень непросто. Женщина у руля бизнеса часто сталкивается если не с шовинизмом, то с явной недооценкой своих деловых качеств со стороны посторонних людей. Поэтому ей приходится тратить свое время и свой ресурс на то, чтобы доказать скептикам и критикам свою деловую компетентность, а также применять всю свою мудрость и такт, чтобы избежать конфликтных и неприятных ситуаций.
Приведу один пример из личного опыта. Я вела напряженный диалог с клиентом, недовольным нашими услугами. Объясняла, что выполнить его требование в силу особенностей нашего законодательства невозможно — клиент же реагировал на мои слова очень бурно и эмоционально. И в какой-то момент он сказал: «Молчать, женщина, когда мужчина говорит!» И я замолчала. В такой ситуации я вообще не вижу смысла что-то говорить. Проще отступить и пойти другой дорогой. В общем, дальнейшие беседы я проводила уже с женой этого клиента. Но вопрос мы решили мирно.
Вообще, моя любимая фраза, применимая конкретно к моему бизнесу: клиент прав, даже если он не прав. Это я говорю всем своим сотрудникам. И если ты с этой данностью не можешь смириться, то уходи из недвижимости. Это не твой бизнес.
— У меня часто спрашивают, как я ощущаю себя в роли руководителя. А я не просто руководитель. Я — зарядное устройство для многих десятков человек. И на протяжении уже 18 лет я каждый раз должна придумать новый рецепт, новую идею, новый заряд для всех и каждого. И вы знаете, оригинальной и интересной столько лет подряд быть уже сложно. Иногда я ловлю себя на мысли, что сама нуждаюсь в подзарядке — и постоянно ее ищу. Последний раз таким мощным двигателем стал для меня проект «Леди Босс».
О конкурсе «Леди Босс»
— Для меня конкурс «Леди Босс» и был своеобразной зарядкой. Много новых людей, знакомств, обсуждений — это то, что я больше всего ценю в своей жизни. Именно люди, контакты, связи, общение помогают мне быть такой, какой я должна быть: креативной, модной, новой и интересной.
Для меня не важна была победа — это абсолютно честно. Да, это очень приятно, это тешит самолюбие. Но я уже столько времени в бизнесе, что мне не нужно ничего доказывать — ни самой себе, ни кому-то другому.
Но для меня стало настоящим потрясением и открытием, что моя победа будет так важна для моего коллектива. Я это прочувствовала моментально. Когда мои сотрудники меня поздравляли, у них были слезы на глазах. Это был настолько эмоциональный и чистый момент, что невозможно было остаться равнодушной. Теперь у нас шутят, что услуги нашего агентства дорогие не из-за 386-го Постановления СовМина, а потому что у нас руководитель выиграла конкурс «Леди Босс».
О постоянном самосовершенствовании и переменах в себе
— Никто не может сказать о себе, что он совершенен или красив. Об этом могут судить только другие люди. Но процесс самосовершенствования должен быть непрерывен. Например, я долгое время очень боялась камер — я их просто ненавидела! Но за годы съемок корпоративных роликов, фильмов о компании, да того же «Леди Босс» я научилась с ними работать.
И дело не в том, что я боюсь плохо выглядеть, а в том, что через камеру очень сложно передать все свои эмоции, все свои чувства и интонации, весь свой энергетический поток, которым мне удается заряжать людей при личном, живом контакте. А сейчас я научилась играть с камерой так, как если бы передо мной сидела огромная аудитория внимательных слушателей. И мне кажется, у меня это неплохо получается!
А пару лет назад я серьезно занялась изучением английского языка. Это моя давняя мечта. И это еще раз доказывает мою «теорию совершенствования»: развиваться и учиться никогда не поздно! И вообще: в наше время каждый образованный человек обязан знать английский язык.
Точно так же естественными для меня стали долгие тренировки по гольфу и бриджу — если уж расти над собой, то по всем направлениям. Бридж — сложная игра, развивает память и интеллект. А гольф… скажите, кто бы из вас не хотел бы стать профи в этой «игре аристократов»?
О суеверии
— Я суеверный человек. И я верю в приметы. Например, у нас давно уже живет в офисе паук Павлик. Он уже не раз мелькал в наших корпоративных газетах, и я всем сказала, что трогать его категорически запрещается! Потому что это «денежный» паук — своего рода финансовый оберег агентства.
Есть еще одна абсолютно точная примета: если рано утром раздается неприятный телефонный звонок, то на работу уже можно не идти, так как день все равно будет скомканным. Я, конечно, иду, но каждый раз убеждаюсь, что примета правдива.
А во время переговоров, если на протяжении сделки диалог с клиентами ровный и спокойный, во время нотариата обязательно что-то случится! И наоборот: чем сложнее идет сам процесс сделки, тем проще и легче пройдет ее финал.
О критике
— Критику не люблю. И принимаю ее всегда тяжело. Обычно моя работа над ошибками состоит из нескольких стадий. Сначала идет бунт. Я все воспринимаю негативно и эмоционально. Потом я думаю над услышанным, ищу в критике рациональное зерно. И если я понимаю, что проблема действительно есть и ее надо решать — начинаю работать над собой. Так, потихоньку, с пробуксовкой — но я двигаюсь!
О том, что плохое мнение о риэлтерах сформировано СМИ
— СМИ любят писать плохо о риэлтерах. Особенно часты истории о «черных» риэлтерах: выселили пьяниц, выкинули детей на улицу, отобрали квартиру и т. д.
Такое бывает, я не спорю — паршивая овца все стадо портит. Но эти историйки демонстрируют от силы 2% от всей деятельности всех риэлтеров вместе взятых. Почему не пишут о том, как хорошо и правильно риэлтеры проводят сделки в остальных 98% случаев? Какой огромный фронт работ они порой проводят? Как много тратят своих сил для того чтобы довести свою сделку до конца? Потому что очень распространено мнение: за хорошую работу нечего хвалить, а вот о плохом результате надо рассказать на всю страну, и желательно через самые рейтинговые СМИ. Выходит, что представление о риэлтерах у людей формируется только из-за этих двух процентов гадких и скандальных историй.
Конечно, можно самому взяться за ремонт, но лучше обратиться к специалистам. То же самое и здесь: чтобы сделка прошла хорошо, нужен профессионал. Престиж нашей профессии очень важен, и зависит сегодня только от нас. А газеты… они ведь всегда будут смаковать самые скандальные и темные подробности, так зачем зацикливаться на этом? Просто нужно каждому из нас научиться делать свою работу хорошо.
Сын Юрий о бизнес-маме
— Что дома, что на работе — для меня она всегда настоящая, искренняя, женственная и добрая. Это любящая мама и хорошая хозяйка. Дома у нее всегда идеальная чистота: вы никогда не увидите на кухне грязной чашки. Мама очень вкусно готовит. Причем, ее блюда выглядят и подаются на стол еще лучше, чем в самом дорогом ресторане. Если бы на конкурсе «Леди Босс» была номинация «Леди Хозяйка», ее бы получила моя мама.