В течение трех часов мэр Гомеля выслушивал жалобы новоселов на качество строительных работ.
Строительный бум, происходящий в последние годы, значительно продвинул многолетние очереди нуждающихся в жилье. Квадратные метры возводятся сотнями тысяч. Практически все районы города смотрятся как стройплощадки.
Семейные сбережения плюс банковские кредиты постепенно превращались в железобетонные конструкции. Новые высотки вырастали в Гомеле, как грибы после дождя. К сожалению, новоселам пришлось столкнуться не только с приятными проблемами вроде выбора мебели и обоев. Некоторые «новорожденные» здания едва вынесли морозную зиму. Их жильцам постоянно приходится добиваться устранения всяческих неполадок. Об этом и спешили рассказать горожане председателю Гомельского горисполкома Виктору Пилипцу по телефону прямой линии, посвященной данной тематике.
Деревья — на «родину»!
Наметить решение проблемы по возможности пытались тут же — вопросы озвучивались в присутствии представителей строительных и эксплуатационных организаций.
— Наш дом кооперативный — значит, это наша частная собственность, — начала беседу председатель ЖСК-52 по улице Новополесская, 3. — Сейчас возле дома идет строительство новой дороги, укладывается теплотрасса. Это хорошо. Но при этом выкорчеваны все наши деревья, а мы сами и газоны засевали. Теперь все «выпотрошено». Как быть? Просьба после окончания работ вернуть все на свои места…
— Не волнуйтесь, — заверил мэр. — Все будет благоустроено в лучшем виде. А если пропадет хоть одно дерево, ответственные будут наказаны.
Лифт в отпуске
— Виктор Иванович, наш дом сдан в эксплуатацию в июле прошлого года, — переходит сразу к делу жительница дома в 50-м микрорайоне по Речицкому шоссе. — И до сих пор не работает лифт. Мы живем на 8-м этаже, у нас четверо детей, один — совсем маленький. Очень сложно каждый день спускаться и подниматься с коляской…
— Насколько заселен ваш дом? — поинтересовался глава города.
— Порядка 70% уже живут…
— Сначала проясните ситуацию с председателем ЖСК, — порекомендовал Виктор Пилипец. — Есть случаи, когда председатели специально выключают запущенные в эксплуатацию лифты, чтобы новоселы не сломали их, перевозя тяжеловесные стройматериалы, и не пришлось платить за ремонт. Если это не ваша ситуация, будем разбираться глубже. В любом случае с вами свяжутся.
По острию лезвия
Председатель ЖСПК-194 дома по улице Народного Ополчения Татьяна задала сразу несколько вопросов. В новострое — проблемы с насосной станцией, вода идет рывками, а циркуляция горячей и вовсе изобилием не балует. Плохо работает грузовой лифт — одна дверь не закрывается. Требуется ремонт. Плюс жильцы жалуются на окна, которые не выполняют в полной мере свою функцию, пропуская сквозь щели холодный воздух. Дополняется картина отсутствием телефонной связи, за которую уже заплатили, но ни подрядчик, ни заказчик своих обязательств не выполняют.
Как разъяснили присутствующие специалисты, при установке водонасосной станции были не соблюдены требования проекта. Хотя по другим данным — ошибка в нем самом…
— Пусть теперь этим вопросом суд занимается, раз виновных нет, — вынес категоричное решение мэр и продолжил разбирательство. — А почему сквозит из-под вашей столярки?
— Так, дом сырой еще, усадку дает.
— А что с телефонами?..
— В мае — точно будут!..
Общей картине Виктор Пилипец дал нелицеприятный комментарий:
— Поражаюсь равнодушию отраслевых специалистов и к людям, и к собственному авторитету. Поступил сигнал — проверьте, разберитесь! Снимите проблему — докажите свою невиновность. Иначе — вы ходите по острию лезвия…
Кто развел сырость?
Ольга Андреева из новостройки по улице Чечерской рассказала о том, что зимой в квартире промерзали стены, затем по ним пошла плесень. Кроме того, в туалете — всего плюс 6 градусов, в спальне — вся стена мокрая. Из вентиляции дует в обратную сторону. Даже снег заметало…
— Люди заплатили по 1,5 миллиона за квадратный метр, а теперь мучаются. В чем причина? — обратился мэр к «консультантам».
— Получается, мы «закупорили» квартиры, — признал глава одного из крупнейших стройпредприятий, пояснив при этом, что ошибку допустили и авторы проекта, и те, кто воплощал его в жизнь.
К слову, по поводу несовершенства вентиляционной системы жалоб было множество.
— В 2007 году получили квартиру по улице Мазурова, — делится одновременно счастьем и несчастьем Илья Николаевич. — Но у нас просто ужасная сырость. Сделал ремонт — обои отпали, стены водой берутся. В двух комнатах не работает вытяжка. Маленькие дети просто не могут дышать в квартире. Обращались в ЖСК, нам ответили, что вытяжка будет работать лишь в том случае, когда во всех комнатах будут открыты форточки…
Подобные сетования в различных интерпретациях повторялись неоднократно. Во всех случаях люди пытались самостоятельно «докопаться до истины», но она оказалась неутешительной. На все претензии, жалобы и письма о неисправности вентиляционных систем официальный ответ — «откройте форточку».
— Кто же придумал эту инструкцию? — возмутился мэр.
В ответ — молчание. Откуда растут ноги новшества для новоселов, не знает никто. Зато некоторые специалисты считают, что виноваты, дескать, сами жильцы, не соблюдающие элементарных правил.
— Вот пример «самодельной сырости», — аргументирует такую позицию руководитель одной из строительных организаций. — Женщина ежедневно с утра делает влажную уборку, обильно поливает расставленные на полу и полках цветы, кормит рыбок в огромном аквариуме. Уходя на работу, закрывает форточку — влага оседает на стенах и корячит ее новый линолеум.
— Но ведь большие аквариумы далеко не у всех, — заключает мэр. — Неубедительно! Ищите выход! Вы получаете солидную зарплату — почему я должен думать и решать за вас?
…За три часа на телефон прямой линии поступило более 30 вопросов. В каждом сообщении — надежда на решение проблемы и желание спокойно жить в новой квартире с нормальной циркуляцией воды, воздуха, с лифтом и телефоном.
— Эти линии организованы не ради «галочки», — резюмировал Виктор Пилипец. — Проблема выявлена и четко озвучена, теперь будем делать всё, чтобы ее снять.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕДОВАЛО
Строители и недовольные жильцы поговорили «глаза в глаза».
Буквально на следующий день после прямой линии в горисполкоме собрались председатели всех ЖСК, товариществ собственников, кооперативов, чьи дома введены в прошлом году и в первом квартале нынешнего. Всего за это время «ожили» около полусотни домов. Претензии есть практически к каждому из них.
Представители обиженной стороны вновь старались быть услышанными и во всех красках расписывали строительные браки.
Ответ держали начальники всех строительных трестов, представители проектных институтов, эксплуатирующих организаций, УКСа и органов, контролирующих данную сферу- вневедомственная экспертиза и госстройнадзор. Собрание вел первый заместитель председателя Гомельского горисполкома Сергей Ковалев.
Председатели ЖСПК по очереди оглашали списки нареканий. В свое оправдание строители приводили массу состоятельных и несостоятельных доводов. Зачастую их аргументы не принимались.
Общение новоселов и строителей в таком формате зампред сравнил с игрой в «пинг-понг». Одни называли проблему, другие пытались доказать, что они не причем. В итоге Сергей Ковалёв настоятельно попросил «ответчиков» спрятать «ракетки»:
— Зачем касаться высоких материй, вместо того, чтобы решить проблему людей, живущих в десятиэтажке без рабочего лифта?
Самые насущные проблемы — нерабочий лифт и вентиляция.
Молодая председатель товарищества собственников «Хороший хозяин» Олеся Подрешетникова проблему с вентканалами разложила «на лопатки». Опровергнуть несостоятельность ее доводов никто не смог. Как говорится, физику не обманешь. Из-за неверно спроектированных каналов страдают все жильцы крайних этажей.
— Мы никогда и никого не заставим делать микропроветривание, как рекомендуют специалисты, когда за окном минус 20 градусов, — подчеркнула девушка. — Решится ли проблема установкой аэроклапана неизвестно. Да и за чей счет это будет делаться?..
В решении этого вопроса «третейским судьей» выступит городская власть.
— Хотел бы лично сказать «спасибо» строителям за то, что они есть, но за их работу иногда так и хочется дать по рукам, — эмоционально выразился один из представителей жильцов.
По его словам, признавать ошибки строители не спешат. А если очевидное нельзя оценить как невероятное, дают устные или письменные обещания, не торопясь их выполнять. В результате для председателей ЖСПК слова «завтра сделаем» и «никогда не увидимся» стали синонимами.
— Проблема тянется до истечения гарантийного срока. Все как у Высоцкого: «Мы посылаем туда, а нас посылают обратно», — провел аналогии штатный председатель ЖСПК-192 Андрей Захаров.
Аналогичные претензии у всех без исключения представителей новоселов. Негерметично установленные рамы и окна, плесень на стенах и стыках, минимальные температуры в туалете, неблагоустроенные детские площадки и места для мусорных контейнеров во дворах.
— Заметил нестыковочку одну, — дополняет Андрей Викторович. — В сертификатах указан один тип окон и рам — достаточно дорогостоящий, а на самом деле устанавливается нечто похожее, подешевле, в то время как платим мы за качественные стеклопакеты…
— Наверное, касаться темы вентиляционных каналов сейчас — плохой тон. Но от этого не уйти, — с грустной улыбкой начинает рассказ о «неполноценности» нового дома следующий председатель…
Похоже, в погоне за количеством сдали позиции по качеству. Зима расставила все «точки над i», но, получается, за деньги рядовых гомельчан, которые, теоретически улучшив жилищные условия, провели это время в дискомфорте.
Для строителей и проектировщиков настало время собирать камни. Все изъяны, совершенные по их вине, придется устранить до июля.
В заключение Сергей Ковалёв дал председателям кооперативов «домашнее задание». За короткий срок они должны собрать претензии и жалобы от жильцов поквартирно. Далее будут созданы специальные профильные — по каждому виду недочетов — комиссии, которые изучат ситуацию и установят причины «несовершенства». Затем — время активных действий…
Гомельская правда