В отличие от квартирного рынка, на котором вот уже несколько месяцев сохраняется относительная стабильность, а в последнее время даже отмечен небольшой рост цен, рынок загородной недвижимости никак не может выйти из спячки. Спроса на загородные дома почти нет, а если что-то и продается, то по сниженным ценам, а порой даже за полцены.
О том, что происходит в настоящее время на рынке загородной недвижимости, мы попытались выяснить у начальника отдела загородной недвижимости минского агентства недвижимости «Квартирный вопрос» Владимира Кравца.
Сегодня тот, кому срочно не нужны деньги, не торопится снижать цену и продавать свою загородную недвижимость. А вот те, кто хочет продать, готовы торговаться. Причем в некоторых случаях цена на объект недвижимости может быть снижена на половину.
Покупательский спрос почти отсутствует. По сравнению с квартирным рынком рынок загородной недвижимости в настоящее время очень вялый. Пожалуй, это одна из характерных особенностей столичного загородного рынка недвижимости, которую отметил Владимир Кравец. Кроме того, этот рынок всегда был непредсказуемым, а сегодня данная черта проявилась особенно отчетливо. Порой иногда диву даешься, откуда у людей берутся заоблачные цены и с чего они складываются, удивляется специалист рынка. Потому что близкие по своим характеристикам объекты могут выставляться на рынок по абсолютно разным ценам.
Если говорить о рынке земельных участков, то в некотором смысле его «надломило» повсеместное выделение участков для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Практически в каждом сельском исполнительном совете есть перечень таких участков. Другое дело, что зачастую они выделяются просто в поле, поэтому говорить о каких-то коммуникациях не приходится. А если участок расположен в более-менее ликвидном месте, с частичными коммуникациями, то он, как правило, выставляется на аукцион. Аукционы по продаже земельных участков в частную собственность проводятся либо районными исполнительными комитетами, либо сельскими исполкомами. Нуждающиеся граждане получают участки в пожизненное наследуемое владение. В этом случае они оплачивают только расходы по подготовке землеустроительного дела, госпошлину за регистрацию участка в агентстве по госрегистрации и земельному кадастру.
Централизованных коттеджных поселков под Минском как не было, так почти и нет, как это, например, очень развито в России. Там выделяются земли, затем прокладываются коммуникации, а потом продаются участки для строительства. Единственное, что у нас может быть, это организация дачного кооператива, когда частная структура на денежные средства, собранные с членов товарищества, проводит комплекс работ по обустройству товарищества и прокладке коммуникаций. Поэтому, вступая в такое товарищество, надо вначале отдать деньги на строительство дорог, подводку газа, подключение электричества и т. д.
Можно купить дачный участок и на вторичном рынке. К примеру, в радиусе 40 км от Минска он будет стоить от 3 до 10 тыс. долл.США (7 — 15 соток). А вот что касается домиков в садовых товариществах, которые всегда пользовались спросом по причине невысокой цены, то в 10−15-километровой зоне от столицы на участке в 4 сотки такой домик (Крыжовка, Зеленое) можно купить по цене от 12 (сборно-щитовой) до 30 (более капитальное строение) тыс.долл.США.
Говоря о домах в деревне, которые также в последние годы пользовались повышенным спросом, В. Кравец сказал, что они и сегодня пользуются спросом. Другое дело, что у людей появился выбор, и они не останавливаются на одном-двух предложениях. Они ищут, выбирают, ждут снижения цены, хотя цены на них уже значительно снизились. Если еще в прошлом году дом в деревне, расположенный в 40−50 км от Минска, можно было купить за 8−12 тыс. долл., то сегодня такие дома будут стоить не дороже 10 тыс. долл. Поближе к столице за дом попросят уже 20−25 тыс. долл.
Загородные дома и коттеджи также сильно упали в цене. Заинтересованные в продаже люди готовы сбросить цену, но только до того уровня, чтобы вернуть хотя бы вложенные в строительство деньги. Что же касается домов, построенных лично для себя, а не для продажи, то их на рынке единицы. Потому что, когда человек строил для себя, то выбирал лучшие по качеству, а значит, и более дорогие стройматериалы, да и само качество строительства таких домов значительно выше, а поэтому продавать за бесценок такой дом нет никакого смысла.
«Затухнет» ли рынок загородной недвижимости к зиме вообще, поинтересовались мы у специалиста агентства. По мнению В. Кравца, пока у людей есть желание выезжать за город, рынок загородной недвижимости не «затухнет». К тому же у людей, несмотря на кризис, есть деньги для покупки недвижимости. Другое дело, по какой цене будут продаваться объекты. Пока люди выжидают.
Газета "Недвижимость Белоруссии"