В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год совместным постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2008 года № 1982/19 установлены конкретные задания по областям, г. Минску, республиканским органам государственного управления и другим организациям по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов и определены меры по их выполнению.
Всего в 2009 году планируется ввести в действие 6,0 млн.кв.метров общей площади жилых домов (в 2008 году планировалось — 5,2 млн.кв.метров). При выполнении этого задания будет превышен максимальный годовой объем возводимого в республике жилья — в 1987 году было введено в эксплуатацию 5878 тыс.кв.метров (99,7 тыс. жилых помещений).
В текущем году сохранены действовавшие в 2007 — 2008 годах поквартальные параметры ввода в эксплуатацию жилья (общие задания по регионам, в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях, в сельскохозяйственных организациях, в городах (многоквартирные жилые дома), для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по жилым помещениям социального пользования, жилым домам (квартирам) для многодетных семей, а также для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах): в 1 квартале — не менее 15%, в первом полугодии — не менее 50% и за 9 месяцев 2007 года — 75% годового объема. Кроме того, установлено задание по созданию задела под программу жилищного строительства на 2010 год в объеме не менее 30%.
В разрезе регионов установлены задания по вводу в эксплуатацию жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областях для этой категории граждан предназначается 80% от общего объема возводимого жилья, а в Минской области и г. Минске — 75%. В среднем по республике в 2009 году этот показатель должен составить 78% (в 2008 году планировалось 76%). Необходимость установления таких заданий обусловлена предусмотренным Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы ежегодным ростом объемов ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов и поэтапным увеличением до 80% доли жилья для очередников во всех регионах республики.
Установлены также в разрезе регионов задания по строительству жилых помещений социального пользования — 57,7 тыс.кв.метров для 1037 семей, для многодетных семей — 247,9 тыс.кв.метров для 2870 семей и для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, — 37,4 тыс.кв.метров для 631 семьи, что соответственно на 17,5, 56 и 12,5% больше, чем планировалось в прошлом году.
Как и в прежние годы, важное внимание уделяется жилищному строительству в сельской местности. Всего в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях намечено ввести в эксплуатацию 1,8 млн. кв. метров жилья или 30,1% от общего годового задания по республике.
Облисполкомам, Минсельхозпроду поручено обеспечить строительство (реконструкцию) в сельскохозяйственных организациях жилых домов (квартир), в том числе хозяйственным способом, по утвержденным Минстройархитектуры типовым проектам и проектам повторного применения с привлечением льготных кредитных ресурсов ОАО «Белагропромбанк» в объеме 385,3 тыс.кв.метров (5005 домов, квартир).
Выполнение программы жилищного строительства должно обеспечиваться ритмичным и своевременным финансированием строек. Поэтому совместным постановлением установлены расчетные показатели по финансированию жилищного строительства в 2009 году по регионам и источникам финансирования.
Всего для выполнения годового задания по вводу в эксплуатацию жилья требуется 7950,3 млрд.рублей. Намечено, что эти потребности на 43,7% будут покрыты средствами населения (3476,4 млрд. рублей), на 47,8% - кредитными ресурсами банков (3800 млрд. рублей, в том числе 3454,8 млрд. рублей на льготные кредиты)), на 3,1% - средствами предприятий и организаций, включая займы (247,4 млрд. рублей) и на 5,4% (426,55 млрд. рублей) — средствами консолидированного бюджета (государственных капитальных вложений, субвенций на финансирование расходов, связанных с преодолением последствий катастрофы на ЧАЭС, и средств местных бюджетов, включая субсидии очередникам на строительство жилья).
Кроме того, на финансирование объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки (включая районы индивидуальной жилой застройки) расчетно потребуется 1176,63 млрд.рублей.
В частности, Министерство энергетики должно направить на указанные цели 197,42 млрд. рублей за счет инновационного фонда и собственных средств энергоснабжающих и газоснабжающих организаций, входящих в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» и государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз». Эти затраты определены без учета средств на строительство подстанций 110 кВт для электроснабжения жилых домов, строительство которых финансируется в рамках Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 575).
Министерству связи и информатизации предложено направить (за счет собственных средств подчиненных организаций) на финансирование строительства (реконструкции) объектов инженерной инфраструктуры 16,14 млрд. рублей и Министерству транспорта и коммуникаций (за счет средств республиканского дорожного фонда) — 84,27 млрд. рублей на строительство (реконструкцию) объектов транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки.
Значительная доля расходов по созданию инженерной инфраструктуры ложится на местные бюджеты — 551,49 млрд. рублей и бюджетные субвенции — 313, 67 млрд.рублей.
Согласно Закону «О республиканском бюджете на 2009 год» (подпункт 1.2.3 статьи 13) источником финансирования жилищного строительства будет являться и часть субвенций, передаваемых с республиканского бюджета в бюджеты областей и г. Минска на расходы по индексированным в установленном порядке жилищным квотам (именным приватизационным чекам «Жилье»). Общая сумма передаваемых субвенций составляет 119,3 млрд. рублей, в том числе Брестской области — 40 млрд. рублей, Витебской — 10 млрд. рублей, Гомельской — 18 млрд. рублей, Гродненской — 26 млрд. рублей, Минской — 15 млрд. рублей, Могилевской области — 10,3 млрд.рублей. Минский городской Совет депутатов также направляет с бюджета г. Минска соответствующие средства на расходы по индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам «Жилье»).
Как известно, в соответствии с Декретом Главы государства от 28 августа 2006 года № 13 индексации подлежат перерегистрированные в установленном порядке чеки «Жилье» при использовании их гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо погашения кредита (ссуды), взятого на это строительство, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилья путем покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели.
В соответствии с постановлением Совета Министров от 29 декабря 2007 года № 1881 индексация чеков «Жилье», начисленных гражданам в установленном порядке (включая жилищные квоты близких родственников — супруга (супруги), родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, деда, бабки, внуков, объединенные на имя этих граждан) и (или) полученных в результате дарения от этих близких родственников, начисленных дарителю в установленном порядке (включая жилищные квоты этих лиц, объединенные на имя дарителя) либо полученных дарителем по договорам дарения, по наследству или по решению суда при условии, что граждане, которым изначально эти чеки были начислены в установленном порядке (включая жилищные квоты, объединенные на имя данных граждан), по отношению к одаряемому входят в число близких родственников, а также полученных по наследству либо по решению суда, производится с учетом индекса роста стоимости строительства жилья:
действующего на дату обращения этих граждан с заявлением об индексации чеков «Жилье» — при строительстве, реконструкции жилых помещений;
действующего на дату заключения договора купли-продажи — при покупке жилых помещений.
Особый вопрос в системе мер по обеспечению выполнения установленных на 2009 год заданий по вводу в эксплуатацию жилых домов — это удешевление стоимости жилья, строящегося с государственной поддержкой, и обеспечение граждан доступной по цене жилой площадью.
Объективными причинами увеличения стоимости жилья являются: рост цен на энергоносители и строительные материалы, увеличение тарифов на перевозки, ужесточение требований к качеству построенных жилых домов, а также норм пожарной безопасности, санитарных и эпидемиологических правил. Строительство более долговечного, безопасного, менее энергоемкого жилья требует, как правило, дополнительных затрат.
Однако стоимость домов и квартир, возводимых для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, государство контролирует особо. Главой государства поставлена задача подойти к формированию цен на жилье таким образом, чтобы к 2010 году стоимость 1 кв. м для льготных категорий граждан не превышала размера среднемесячной заработной платы в стране.
В этих целях совместным постановлением Правительства и Национального банка поручено облисполкомам, Минскому горисполкому и Минстройархитектуры обеспечить контроль за соблюдением установленных законодательством нормативов предельной стоимости 1 кв. метра общей площади квартир жилых домов, строящихся с государственной поддержкой, а также норм продолжительности строительства.
http://nb.by