Руководство NAR, мультилистинговой системы и риэлтеры США уверены, что если бы каждый риэлтер продавал свои объекты самостоятельно, то на это у него уходило бы гораздо больше времени, чем при использовании МЛС. Объявление о продаже квартиры размещается в общей базе. Коллеги-риэлтеры, видя, что в ней появился новый подходящий объект, предлагают его своим покупателям. Таким образом, продажа происходит гораздо быстрее.
В США часто проводятся «дни открытых дверей», куда приходят все заинтересованные риэлтеры и агенты. Они знакомятся и оценивают объект, а затем высылают предложения — так называемые оферты — своим покупателям.
Например, если риэлтеру продавца приходит оферта от потенциального покупателя купить дом за $ 1 млн, то он не будет рассматривать оферту от другого покупателя (риэлтера покупателя) по такой же цене. Он предложит следующему покупателю или повысить цену, к примеру, до $ 1,1 млн, либо покупатель будет ждать своей очереди, если сделка не состоится. Таким образом, через риэлтера дом продается гораздо быстрее и дороже, что тоже выгодно продавцу.
— Подобный принцип работы с потребителями применяется и в Беларуси. Но наши клиенты подозрительно относятся к такой оферте, хотя она ни к чему не обязывает, — уточняет Павел.
Член Белорусской ассоциации «Недвижимость» говорит о том, что его удивило то обилие сервисов, с помощью которых в США продаются объекты, причем без особых усилий риэлтеров и агентов. Представители продавца и покупателя выполняют свои функции, и ни у кого не возникает вопросов по разделу вознаграждения. После заключения сделки оно делится поровну между двумя посредниками.
Павел Кузнецов также рассказывает, что при БелАН создана рабочая группа по созданию МЛС. Планируется, что в течение 1−2 месяцев будет разработано техническое задание, и в сентябре — октябре будет доступна для тестирования черновая версия системы. Проект достаточно сложный и дорогостоящий и будет финансироваться за счет денежных средств членов БелАН и союза «Конфедерация агентств недвижимости».
— На первом этапе системой будут пользоваться члены БелАН. Это связано с тем, что в рамках ассоциации проще договориться о правилах работы на рынке и о разделе вознаграждения. За то время, что система будет эксплуатироваться членами БелАН, всплывут некоторые проблемы. Они будут устраняться в рабочем порядке. После этого система будет предложена всему рынку. Нам очень приятно, если ряды общественного объединения будут пополняться новыми членами. В рамках ассоциации станет гораздо проще решать эти и другие вопросы, — говорит Павел Кузнецов.
После запуска мультилистинговой системы члены БелАН не планируют полностью отказываться от рекламы своих объектов на специализированных рекламных площадках. Однако их перечень уже значительно сокращен. Сейчас ведутся переговоры с порталами, где члены БелАН планируют размещать рекламу. Однако для этого они должны выполнить некоторые условия — в частности, активно развивать свои площадки и расширять целевую аудиторию, препятствовать работе недобросовестных участников рынка и размещению недостоверной информации.
В дальнейшем члены БелАН планируют сотрудничать с NAR по другим различным программам в сфере профессионального образования, повышения квалификации, IT в недвижимости, технологий продаж и продвижения объектов.
— Все эти зарубежные методики надо осторожно переносить на белорусский рынок. У наших потребителей несколько иной менталитет, нежели у американцев, — дополняет Кузнецов. — С американскими и канадскими риэлтерами работать очень интересно. Эти рынки существуют уже очень давно и являются своеобразными «законодателями мод» в риэлтерском бизнесе.