— На падающем рынке продавцам надо аккуратно снижать цену, прислушиваться к агенту, его рекомендациям и советам. Специалист настроен, чтобы клиент остался доволен. Бывает, что человек согласится снизить цену на $ 1−2 тыс. и сразу продаст квартиру. «Завтра» ему придется опускать цену уже на $ 5 тыс., — дополняет коллегу Алла Третьякова, риэлтер, руководитель группы АН «Квадратный метр».
Низкая цена квартиры не всегда является плюсом
Алла Третьякова рассказывает, что в ее практике был случай, когда она продавала стандартную трехкомнатную квартиру в панельном доме, со свежим ремонтом и встроенной мебелью на ул. Куйбышева. Владельцы хотели продать побыстрее, поэтому выставили ее на продажу по цене ниже среднерыночной.
— Просмотров было много, но покупателя не находилось. Я бегала-бегала, а потом решила и предложила поднять цену на $ 5 тыс. На удивление, как только мы подняли цену, квартиру сразу заметили и купили. Низкая цена иногда настораживает покупателя. Он начинает задумываться, что, наверное, в квартире что-то не так: есть скрытые дефекты или, например, плохая история, — говорит Третьякова.
Она добавляет, что цена квартиры должна быть конкурентоспособной. Если на нее нет покупателя, она должна корректироваться в соответствии со спросом.
— Квартиры по низким ценам очень сильно заметны в рекламе на фоне аналогичных квартир по более высоким ценам. Людям кажется, что там кроется какой-то подвох, — добавляет Куделко. — Но бывают ситуации, когда человеку надо очень срочно продать квартиру. Ему рекомендуют вроде как справедливую цену, но несколько дешевле по сравнению со среднерыночной, чтобы продать ее достаточно быстро. Тогда можно получить обратный эффект. Квартира появляется в рекламе, на нее сразу формируется большой покупательский спрос. После показов случается, что цена на нее поднимается, причем на значительную сумму. Такое происходит достаточно часто.
«Эксклюзив» уходит и по завышенной цене
Алла Третьякова говорит о том, что есть ряд случаев, когда квартиры на рынке продаются и по завышенным ценам. Но такая квартира должна иметь свою изюминку и в своем роде быть неповторимой.
Например, через АН «Квадратный метр» продавалась трехкомнатная квартира порядка 80 кв. м на первом этаже в кирпичном доме возле леса на ул. Стариновской в Уручье. В новостройке без отделки были оборудованы ванная с гидромассажем, душевая кабина, установлена система «умный дом».
Был сделан дизайн-проект квартиры, дополнительно предложены дорогие отделочные материалы для стен и пола. Светильники были эксклюзивные, некоторые из них с кристаллами Сваровски. Перечень всех материалов был составлен на 4 листах и затем передавался по акту приемки новым собственникам несколько часов.
— Квартира была предложена на рынок за $ 200 тыс. По такой цене я взяла ее в работу скрипя душой и в надежде, что продавцы постепенно будут снижать цену. Звонков по ней вообще не было, потому что средняя цена на подобные квартиры была в то время порядка $ 160 тыс. Но собственники не согласились снизить цену ни на один цент, — рассказывает Алла. — Но надо отдать должное агенту, которая очень грамотно организовала рекламную кампанию, сделала очень хорошего качества фото и разместила их на рекламных площадках. В итоге квартира даже по такой цене была продана за полтора месяца. Это был изумительный случай в моей практике. Организовали первый просмотр. Люди пришли, посмотрели и пошли дальше. Второй просмотр оказался последним. Покупатели взяли квартиру за цену, предложенную продавцами.
Алла приводит еще один пример. В октябре 2016 года ее агент продавала однокомнатную квартиру в «сталинке» с перепланировкой и хорошим ремонтом в переулке Броневом. Она также была реализована по цене продавца —за $ 75 тыс. «Правда, продавали долго, где-то около полугода. Но результат налицо», — уточняет Третьякова.
Со своей стороны Светлана Куделко говорит о том, что дорогие квартиры меньше всего подвержены колебаниям цен на рынке и не так быстро теряют в цене, как стандартные.
— Поэтому если месторасположение и состояние квартиры соответствуют высоким потребительским качествам, то на такую квартиру совершенно по-другому формируется цена. Рекомендовать снижать цены на дорогие квартиры очень сложно. Если на подобную квартиру найдется покупатель, он ее все равно купит. На дорогие с дизайнерским ремонтом квартиры покупатели находятся либо очень быстро, либо очень медленно, — говорит Куделко.
Заместитель директора «Твоя столица. Агентство недвижимости» рассказывает, что в последнее время через риэлтерскую компанию достаточно быстро было продано несколько дорогих квартир. Например, в сентябре прошлого года двухкомнатная квартира площадью порядка 70 кв. м на ул. Беды в каркасно-блочном доме 2010 года постройки с дизайнерским ремонтом «ушла» за $ 2000/кв.м.
— Это очень хорошая цена сегодня на «элитные» квартиры. Потому что $ 2500/кв.м — это сейчас потолок цены, — уточняет Светлана.