— За январь у нас было около 700 заявок от потенциальных арендаторов на 1000 предложений арендодателей. Активный спрос характерен только для бюджетных вариантов — однокомнатных квартир до $ 200 и двухкомнатных до $ 250 в месяц.
Ситуация на рынке аренды предельно ясна: это не рынок продажи, где цена еще хоть как-то держится за счет сбережений населения. Стоимость аренды падает пропорционально доходам. Если в начале 2015 года средняя арендная ставка на однокомнатные квартиры составляла $ 300, то теперь — $ 200. При этом цена в рублях нисколько не изменилась: как была в начале 2015 года на уровне Br4,5 млн, такой и осталась в начале 2016-го. Собственникам давно пора отвязать арендные ставки от привычного нам долларового эквивалента и формировать их исходя из средней зарплаты по стране. В прошлом месяце она не составила и Br7 млн. Сегодня арендная плата за квартиру эконом-класса не должна превышать половину этой суммы.
Скажу откровенно, не все собственники за год приспособились к новым условиям рынка. Но рано или поздно арендодатели поймут, что «сытые годы» позади, и мы имеем дело с новой экономической реальностью. Правда, те из них, кто поймет это с опозданием, успеют потерять на простое. Многие собственники «резервного» жилья принимают решение не сдавать его вообще, но им приходится брать бремя оплаты коммунальных услуг на себя, и квартира им вместо прибыли приносит сплошные убытки. При этом «коммуналка» растет, и со временем содержать пустое жилье в Минске станет довольно накладно.
Мы активно склоняем арендодателей фиксировать ставки в рублях, и многие из них прислушиваются к нашим советам. С одной стороны, это внесет ясность и адекватность на рынке аренды. С другой стороны, есть преимущества и для самого собственника: если цена найма зафиксирована в рублях, вопрос о снижении цены со стороны арендаторов не поднимается, и собственнику не приходится идти в расчетно-справочный центр, заключать допсоглашение и везти его в налоговую инспекцию. Так что рублевые ставки прежде всего экономят время арендодателям. Сегодня по меньшей мере половина из них готовы заключать договор в рублях.