— На сегодняшний день в Минске объектов премиум-класса я не наблюдаю. Если говорить о среднеэтажных домах с квартирами больших площадей, расположенных в центральной части города, то они далеки от уровня «премиум» и скорее относятся к объектам улучшенного бизнес-класса. Называть некоторые из них «клубными» — нонсенс, ведь клубный дом создается исключительно для определённой группы потребителей, финансовое состояние которых позволяет заказать застройщику объект с уникальными потребительскими характеристиками, сформировав тем самым клуб владельцев, объединённых некой общностью интересов. Будущие жильцы сами определяют характеристики, которые они хотели бы видеть в своем доме. Как правило, квартиры в таких домах застройщиками на открытом рынке не предлагаются, а купить там жильё можно лишь в случае вторичной продажи собственниками.
Остальные проекты с претензиями на элитарность — обычный бизнес-класс, который некоторые у нас почему-то позиционируют как «премиум». В основном, премиальные жилые объекты строятся без привлечения средств дольщиков. Насколько мне известно, за счет средств застройщиков в Минске было построено всего лишь несколько объектов комфорт-класса, поэтому говорить о том, что у нас на рынке появились новостройки класса «премиум» пока преждевременно.
Статусные клиенты жилую недвижимость долевым способом не строят, они её покупают в готовом виде. Этим людям есть, где жить, и скидка от застройщика за риск при вступлении в долевое строительство на стадии забора-котлована им не понятна и не нужна. Данная категория потребителей приобретает жилую недвижимость, в большинстве своем, из соображений «почему бы и нет?». Этот контингент готов платить и переплачивать только в том случае, если его приведут в готовую новостройку и покажут впечатляющий результат.
Только при строительстве высококачественной недвижимости, соответствующей достаточно жестким критериям, застройщик вправе требовать за неё добавочную стоимость, сопровождающую объекты с повышенными потребительскими свойствами. К ним относятся местоположение, формат, качество обслуживания и прочие «плюшки», которые важны именно для обеспеченных покупателей. Продажа жилья люкс-качества — особое искусство, требующее от продавца не только больших затрат, но и умения подать товар на должном уровне.
Поэтому вместо того, чтобы разбрасываться звонкими наименованиями «элитный», «престиж», «премиум», застройщикам следует сопоставить характеристики своих объектов хотя бы с российским классификатором жилой недвижимости, «осесть» в соответствующем формате и принять для себя, что цена объекта определяется его качественными характеристиками, а не лестными эпитетами.
Не думаю, что от этих шагов имидж застройщика в глазах покупателей, вступивших в строительство ранее и по более высокой цене, претерпит какие-либо изменения. Люди приобретали квартиры конкретных потребительских качеств в определённом месте, не обращая внимания на слова в превосходной степени, сопровождающие рекламную кампанию новостройки.
Рано или поздно, но все квартиры в этих домах будут проданы. Это лишь вопрос времени и стратегии поведения застройщика на рынке. Если одни могут себе позволить годами продавать построенное жильё, не особо двигаясь в цене предложения, то другим эти метры становятся в тягость, и они готовы избавиться от непрофильного актива с хорошим дисконтом, который будет предоставлен покупателю исключительно на конфиденциальной основе и не в ущерб общей политике продаж.