— У нас крупная риэлтерская организация с достаточно большой разветвленной сетью филиалов и отделений по всей Беларуси, поэтому зачастую приходится разбираться с жалобами. Опыт показывает, что основная масса обращений граждан не обоснована и не имеет никакого отношения к работе риэлтерских организаций. В большинстве своем люди не понимают, в каких случаях они могут жаловаться на риэлтерские компании, а какие вопросы находятся вне их компетенции.
В нашей практике был случай, когда продавец и покупатель договорились между собой о том, что владелец после выезда из квартиры оставит новому собственнику какую-то мебель. После перехода права собственности на жилое помещение покупатель пришел к нам и написал жалобу, что прежние хозяева выехали и ничего из обещанного в квартире не оставили. Но агентство недвижимости не знало об этих договоренностях, квартиру не продавало, а лишь оказывало посреднические риэлтерские услуги. Поэтому данная жалоба является необоснованной.
Вот еще один уникальный случай. Не так давно женщина написала и разослала в разные инстанции жалобу о том, что спустя несколько месяцев после приобретения квартиры она обнаружила, что в ванной проложена труба другого диаметра. Все наши попытки объяснить, что риэлтерская организация лишь оказывала риэлтерские услуги и гарантировала законный переход прав собственности, не возымели никакого действия.
Бывают даже такие курьезные случаи. Сейчас у нас на рассмотрении находится жалоба, в которой человек требует акта выполненных работ через год после оформления сделки. При этом он даже не уверен, что совершал сделку с помощью нашей компании. По крайней мере, он не смог нам предоставить договор об оказании риэлтерских услуг ЦТН «ПАКОДАН». Мы обратились к покупателям, которые подтвердили, что приобретали квартиру без посредников. Тем не менее, люди считают, что они вправе написать жалобу. Это их право.
Есть жалобы по финансовым вопросам. Бывает, что люди теряют чеки об оплате услуг, затем приходят в агентство и требуют вернуть деньги. К сожалению, в соответствии с законодательством бухгалтерия не может этого сделать без подтверждения оплаты (чека). Мы пытаемся это объяснять людям. Но они все равно пишут жалобы в лицензирующий орган, где получают ответ, что для возврата денег необходимо приложить чек.
Зачастую возникают споры по оплате риэлтерских услуг. К сожалению, мы работаем по фиксированным тарифам. Если бы агентство недвижимости брало деньги за каждый показ квартиры, как того требует законодательство, возможно, тарифы для реального покупателя формировались бы каким-то иным образом. Покупателю кажется, что если он сам нашел квартиру — значит, не должен оплачивать агентству данную составляющую риэлтерской услуги. Но дело в том, что агент работал и предлагал несколько вариантов квартиры потенциальному покупателю. Поэтому услуга по поиску варианта должна быть оплачена. Избежать оплаты можно лишь в исключительном случае, если человек, к примеру, нашел квартиру на сайте агентства недвижимости, пришел в компанию и готов оформлять сделку.
Обоснованной может быть жалоба на некорректное поведение сотрудника риэлтерской компании. Например, на то, что он недостаточно активно занимался поисками подходящего варианта, не всегда снимал трубку телефона, своевременно не информировал о проделанной работе.