Мы используем файлы cookie. Используя сайт realt.by, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

$1.369 м.кв. О проектеРеклама на Realt.by
Регистрация

Жалобы на риэлтеров порой доходят до абсурда

29.09.2015 27 6450

Елена Масловская, Елена Масловская

Нет покупателя на квартиру — виноват риэлтер. Отдали задаток, но сделка не состоялась — снова виноват риэлтер. Продавец и покупатель не смогли найти между собой взаимопонимания — опять виноват риэлтер. Квартира слишком дорогая — в очередной раз виноват риэлтер. В каких только грехах жалобщики не обвиняют риэлтеров и агентов!

По своей натуре есть категория людей, которые по разным поводам, да и без поводов любят писать жалобы. Среди них есть те, которых не устраивает буквально все: обслуживание в супермаркете, парикмахерской, турфирме, аптеке, поликлинике, и они пишут жалобы на продавцов, парикмахеров, туроператоров, фармацевтов, врачей. То же самое происходит и в риэлтерском бизнесе. Как только человек решил купить квартиру и в процессе совершения сделки у него возникли проблемы, виноват, естественно, будет не он, а риэлтер или агент. Но всегда ли жалобы на агентства недвижимости и их специалистов обоснованы?

Как рассказали Realt.by в главном управлении юстиции Минского горисполкома (именно эта организация занимается рассмотрением жалоб), по сравнению с прошлым годом количество обращений по вопросам деятельности риэлтерских организаций в текущем году сократилось более чем в два раза. Так, если в январе — сентябре 2014 года управлением юстиции было рассмотрено 33 обращения, то за аналогичный период текущего года (по 16 сентября) — 14 обращений.

— Чаще всего потребители риэлтерских услуг жалуются на действия специалистов по операциям с недвижимостью (агентов и риэлтеров), на некачественное оказание риэлтерских услуг по содействию при заключении сделок с недвижимостью (преимущественно купля-продажа) и по вопросам оплаты риэлтерских услуг, — рассказывает Анастасия Зеневич, главный специалист отдела правового обслуживания граждан, организаций и идеологической работы главного управления юстиции Мингорисполкома.

По словам специалиста, как правило, обращения рассматриваются по документам, которые предоставляются заявителем и риэлтерской организацией, в отношении которой поступило обращение. Жалобы рассматриваются в течение пятнадцати дней. Если же требуется дополнительное изучение документов, письменные пояснения работников агентств недвижимости, то они рассматриваются в течение одного месяца.

— Большинство поступающих жалоб не обоснованы, поскольку факты, изложенные заявителями, не находят своего подтверждения, — уточняет Анастасия Зеневич. — Некоторые вопросы, возникающие у граждан, не могут быть урегулированы риэлтерской организацией.

При этом специалист добавляет, что часто жалобы возникают по причине того, что участники сделки невнимательно изучают документы, которые им приходится подписывать.

Некоторые жалобы и вовсе больше похожи на курьезные случаи. Например, в 2014 году была ситуация, когда продавец не смог найти покупателя на свою квартиру, а риэлтерская организация отказалась приобрести у него данное жилое помещение. Это стало поводом для написания жалобы на агентство недвижимости.

— Поскольку риэлтерская деятельность является посреднической деятельностью коммерческой организации по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров на строительство (в том числе долевое), купли-продажи, мены, аренды и иных сделок с объектами недвижимости, правами на них (за исключением организации и проведения аукционов и конкурсов), то риэлтерская организация не может и не обязана выступать в роли покупателя, — поясняет ситуацию главный специалист главного управления юстиции Минского горисполкома.

Иногда потребители жалуются на риэлтерскую организацию, когда не могут урегулировать вопрос по сделке с другой стороной. К примеру, был случай, когда было заключено соглашение о задатке, но сделка так и не состоялась.

— В данном случае, согласно ч. 2 ст. 352 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, то он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, то она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка, — комментирует Анастасия Зеневич. — Однако далеко не всегда виновная сторона спешит вернуть полученные деньги, вследствие чего появляются претензии к риэлтерской организации.

Комментарий в тему:

Павел Кузнецов, генеральный директор ЦТН «ПАКОДАН»:

— У нас крупная риэлтерская организация с достаточно большой разветвленной сетью филиалов и отделений по всей Беларуси, поэтому зачастую приходится разбираться с жалобами. Опыт показывает, что основная масса обращений граждан не обоснована и не имеет никакого отношения к работе риэлтерских организаций. В большинстве своем люди не понимают, в каких случаях они могут жаловаться на риэлтерские компании, а какие вопросы находятся вне их компетенции.

В нашей практике был случай, когда продавец и покупатель договорились между собой о том, что владелец после выезда из квартиры оставит новому собственнику какую-то мебель. После перехода права собственности на жилое помещение покупатель пришел к нам и написал жалобу, что прежние хозяева выехали и ничего из обещанного в квартире не оставили. Но агентство недвижимости не знало об этих договоренностях, квартиру не продавало, а лишь оказывало посреднические риэлтерские услуги. Поэтому данная жалоба является необоснованной.

Вот еще один уникальный случай. Не так давно женщина написала и разослала в разные инстанции жалобу о том, что спустя несколько месяцев после приобретения квартиры она обнаружила, что в ванной проложена труба другого диаметра. Все наши попытки объяснить, что риэлтерская организация лишь оказывала риэлтерские услуги и гарантировала законный переход прав собственности, не возымели никакого действия.

Бывают даже такие курьезные случаи. Сейчас у нас на рассмотрении находится жалоба, в которой человек требует акта выполненных работ через год после оформления сделки. При этом он даже не уверен, что совершал сделку с помощью нашей компании. По крайней мере, он не смог нам предоставить договор об оказании риэлтерских услуг ЦТН «ПАКОДАН». Мы обратились к покупателям, которые подтвердили, что приобретали квартиру без посредников. Тем не менее, люди считают, что они вправе написать жалобу. Это их право.

Есть жалобы по финансовым вопросам. Бывает, что люди теряют чеки об оплате услуг, затем приходят в агентство и требуют вернуть деньги. К сожалению, в соответствии с законодательством бухгалтерия не может этого сделать без подтверждения оплаты (чека). Мы пытаемся это объяснять людям. Но они все равно пишут жалобы в лицензирующий орган, где получают ответ, что для возврата денег необходимо приложить чек.

Зачастую возникают споры по оплате риэлтерских услуг. К сожалению, мы работаем по фиксированным тарифам. Если бы агентство недвижимости брало деньги за каждый показ квартиры, как того требует законодательство, возможно, тарифы для реального покупателя формировались бы каким-то иным образом. Покупателю кажется, что если он сам нашел квартиру — значит, не должен оплачивать агентству данную составляющую риэлтерской услуги. Но дело в том, что агент работал и предлагал несколько вариантов квартиры потенциальному покупателю. Поэтому услуга по поиску варианта должна быть оплачена. Избежать оплаты можно лишь в исключительном случае, если человек, к примеру, нашел квартиру на сайте агентства недвижимости, пришел в компанию и готов оформлять сделку.

Обоснованной может быть жалоба на некорректное поведение сотрудника риэлтерской компании. Например, на то, что он недостаточно активно занимался поисками подходящего варианта, не всегда снимал трубку телефона, своевременно не информировал о проделанной работе.

Есть что сказать?
Читать:

Витрина

Продается база отдыха

4 га земли в заповедном парке «Урочище Пышки» 10 капитальных строений , все коммуникации

Светлана

Контакты: +375 29 677-5...

ЖК "Променад", р-н Лебяжий

Продажа квартир в новом доме в ЖК "ПРОМЕНАД" в микрорайоне "ЛЕБЯЖИЙ"! Получить ключи и заселиться в новую квартиру в максимально короткие сроки! Выгодные условия по рассрочке от застройщика.

Рассрочка от застройщика

Контакты: +375 44 561 86 18

Лента новостей