Сегодняшняя ситуация не позволяет бездействовать, за каждого клиента придется бороться. Поэтому торговые центры без концепта и маркетинга ждет банкротство. Единственный выход — инвестиции в маркетинг, который может исправить ситуацию. Очень хороший пример — литовский торгово-развлекательный центр «Озас», который открылся полупустым в самый разгар кризиса, и его перспективы были весьма туманны. Однако за 5 лет удалось ситуацию исправить и сделать этот торговый центр прибыльным и одним из лидеров рынка. Я рад, что лично принимал в этом участие. Таких примеров много.
Дорожка проторена. Однако из-за менталитета белорусские застройщики все еще не готовы к пониманию того, что успех ТРЦ напрямую зависит от концепта и маркетинга. 5−7% от всего проекта необходимо пускать на концепт, маркетинг, изучение рынка, организацию мероприятий, акций и специальных предложений. Маркетинговый бюджет ТЦ должен рассчитываться по принципу 2−2,5 евро за каждый квадратный метр, только в таком случае объект будет успешен, узнаваем и привлекателен для посетителей. Помните, что без маркетинга торговый центр — самая обычная «коробка», ничем не отличающаяся от конкурентов.
Наиболее четкая и точная маркетинговая политика должна быть выработана именно в условиях кризиса. В данной ситуации стрелять вхолостую нельзя. Поэтому в тесном сотрудничестве с арендаторами создается интенсивный маркетинговый план, способный вернуть в торговый центр посетителей и, главное, подтолкнуть их покупке. Важно также понимать, что арендатор и арендодатель в одной лодке, необходимо постоянно контролировать, как обстоят дела у арендаторов, ведь от каждого из них зависит успех торгового центра в целом.
Ситуация в стране давно изменилась. Сегодня арендаторы и покупатели более разборчивы, они подтянутся только к таким торговым центрам, где будет четко ясен концепт, ассортимент товаров, где будет вестись планомерная маркетинговая работа, где будет интересно и необычно. Но, к сожалению, таких торговых центров в Беларуси на данный момент нет.