Правительство обещает ужесточить контроль за ценообразованием в жилищном строительстве и значительно увеличить объемы ввода недорогих квартир для граждан-очередников. Но эти меры позволят сделать жилье более доступным для большинства населения только при условии реального роста доходов.
В ближайшие пять лет в Беларуси предполагается серьезно модернизировать строительный комплекс. Об этом 2 июня, выступая в Овальном зале Дома правительства, заявил премьер-министр Сергей Сидорский. По словам главы правительства, строительная отрасль в прошедшие пять лет не получила достойного развития, и это отставание придется наверстать в ближайшие 4,5 года. За этот период на совершенствование и реконструкцию отечественных строительных предприятий предусматривается направить около 3 трлн. BYR, что позволит, как считают власти, к 2010 году увеличить объемы ежегодного ввода жилья до 6,2 млн. кв. м.
Намечено увеличить и долю квартир, строящихся для граждан-очередников: в нынешнем году — до 60% от общего объема ввода, а с 2007 года — до 80%. В целях же недопущения удорожания жилья будет обеспечен «самый жесткий контроль» за соблюдением установленных норм продолжительности строительства объектов и предельных нормативов стоимости одного квадратного метра жилья, возводимого с государственной поддержкой, пообещал премьер-министр.
В то же время в Минстройархитектуры отмечают, что действующая система ценообразования в строительстве позволяет сдерживать необоснованный рост цен на жилье, которое строится с господдержкой для граждан-очередников. В частности, для обеспечения контроля и регулирования стоимости строительства льготных домов установлены предельные нормативы стоимости 1 кв. м общей площади. Работы по строительству такого жилья не облагаются налогами и сборами. При этом граждане-очередники полностью освобождаются от платы за создание и развитие объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры.
Согласно информации Минстройархитектуры, в 2005 году в среднем по стране стоимость строительства жилья, возводимого для граждан-очередников, составила 320−370 USD/кв. м (сегодня — около 400 USD). При этом, по оценкам министерства, покупательная способность населения возросла, если исходить из соотношения средней заработной платы по стране и стоимости квадратного метра. К примеру, в 2001 году на среднемесячную зарплату можно было построить 0,32 кв. м жилья, в 2005 году — 0,74 кв. м, что в 2,3 раза больше.
В то же время расчеты показывают, что среднестатистическая семья из 4 человек (двое работающих взрослых и двое детей) при доходе, равном двум средним зарплатам, до нынешнего года вообще не имела возможности накапливать и направлять средства на приобретение жилья. Потому что средний доход такой семьи не превышал официально установленного минимального потребительского бюджета. В нынешнем году ситуация несколько улучшилась. Исходя из сегодняшнего уровня средней заработной платы та же семья уже может, при условии жесткой экономии, ежемесячно направлять на жилищные цели по 56 USD. Соответственно, чтобы оплатить двухкомнатную квартиру площадью 60 кв. м стоимостью 400 USD/кв. м, ей понадобится около 34 лет. А чтобы накопить сумму, необходимую для приобретения квартиры такой же площади по рыночным ценам, например, в Минске, — около 70 лет.
Очевидно, что если доходы граждан будут расти быстрее, чем будут дорожать жизненно необходимые потребительские товары и услуги, то и доступность жилья для населения будет увеличиваться. Но, опять же, при условии, что цены в строительстве тоже будут знать меру. Насколько это реально в Беларуси, зависит не только от внутриэкономических, но и от внешнеэкономических факторов, в частности от стоимости импортируемых энергоресурсов. От этих факторов, безусловно, будет зависеть и выполнение долгосрочных планов по жилищному строительству.
Пока же населению обещают, что средняя зарплата к 2010 году увеличится до 500 USD. При этом, как считает министр архитектуры и строительства Александр Селезнев, для граждан-очередников, строящих квартиры долевым способом, независимо от даты постановки на учет стоимость квадратного метра не должна превысить 550−600 USD. Все остальное жилье в городах, а это 20% от общего объема, может строиться на коммерческой основе. Такое жилье, как правило, обладает более высокими потребительскими качествами и в дальнейшем его стоимость будет зависеть от складывающихся рыночных условий. Такой позиции придерживается и председатель Мингорисполкома Михаил Павлов, который недавно заявил, что у городской администрации нет реальных рычагов сдерживания роста цен на строящееся коммерческое жилье. Уровень этих цен в настоящее время формируется высоким спросом на жилье.
Но так ли это на самом деле?
Заметим, что сегодня строящееся на коммерческой основе жилье без отделки предлагается в Минске по цене от 900 до 1.500 USD/кв. м, в Гродно, Бресте и других областных центрах — по 500−850 USD/кв. м. Разница, как видим, существенная. При этом известно, что строительные организации из регионов готовы строить в столице жилье по региональным ценам, но доступ на минский рынок для них ограничен. Может, для того, чтобы у столичных завсегдатаев рынка долевого строительства не было конкурентов? А то ведь придут региональщики, начнут строить квартиры по 600 USD/кв. м — и плакали прибыли у минских заказчиков строительства.