Продают ли минчане квартиры с целью выезда на ПМЖ за рубеж?
— Мы такой статистики не ведем, — отвечает на вопрос Павел Астапеня. — Но, исходя из личных наблюдений, могу сказать, что такие случаи если и есть, то они единичные. Принять решение о переезде достаточно сложно. В первую очередь потому, что одновременно оформлять документы на выезд, искать работу в другой стране и продавать квартиру, тем более в условиях падения спроса, почти нереально. Думаю, что если и есть люди, которые по политическим мотивам решили уехать за рубеж, то решение о продаже недвижимости они будут принимать не сейчас.
— Явных обращений к нам в агентство помочь продать квартиру с целью выезда за рубеж не было. Однако слышны разговоры, что такие люди есть. Но, думаю, что эта тенденция не будет носить массовый характер, — отвечает Анатолий Звездин.
— Точных цифр не приведу, потому что такой статистики мы не ведем. Но могу точно сказать, что такие обращения были. Мы слышали от продавцов, что они думают о переезде, — говорит Наталья Куземкина.
Что больше тянет цены вниз?
В разные годы ежемесячно на вторичном рынке жилья Минска 20−30% сделок совершалось с привлечением кредитных средств. Если в сентябре этого года по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года количество сделок упало на 40%, то с учетом приостановки кредитования можно говорить о том, что падение количества сделок составило 10%.
— Если подходить к этому вопросу чисто арифметически, то на самом деле получается так. Но, я думаю, что нужно учитывать все факторы, которые влияют на рынок вторичного жилья. У нас было много покупателей, которые привлекали в банках кредиты в белорусских рублях не потому, что у них не хватало своих денег на покупку квартиры, а с расчетом на девальвацию белорусского рубля. В периоды скачков валютных курсов они выигрывали, — говорит директор агентства «Эксперт».
Он акцентирует внимание на том, что до 2016 года были очень высокие ставки по кредитам. Поэтому люди лишь в исключительных случаях заимствовали деньги под 30−40% годовых в банках и решали свой квартирный вопрос другими путями, например, продажей другой недвижимости.
Наталья Куземкина также считает, что приостановка кредитования негативно сказалась на ситуации на рынке и привела к снижению спроса и количеству сделок.
— Тем не менее, мы видим, что люди начинают адаптироваться к ситуации и стараемся более плотно работать с продавцами по снижению цен до реальных рыночных. Также используем различные технологии в работе с потенциальными покупателями и привлекаем их к объектам в нашей базе данных, — уточняет директор агентства «Этажи».
По мнению Павла Астапени, причиной падения спроса на квартиры и цен является не один какой-то фактор — будь то пандемия, или отсутствие кредитования, или политический кризис и проблемы в экономике, девальвация белорусского рубля, а их совокупность.
Такой точки зрения придерживается и Наталья Куземкина.
По мнению Анатолия Звездина, основным фактором снижения покупательского спроса явился политический кризис.
— Именно кризис стал первопричиной появления других факторов, — говорит директор агентства «Мольнар». — После острого периода пандемии люди быстро восстановились, они справились со страхом перед неизвестностью. Работала экономика, ведь в Беларуси не вводился жесткий карантин, не было ограничений в работе предприятий, а были введены только мягкие санитарные нормы. Политический кризис снова усугубил ситуацию, причем гораздо сильнее, чем можно было предположить.
- Фото носит иллюстративный характер