— Если говорить в целом про 2020 год, то, в сравнении с аналогичным периодом предыдущих лет, февраль и март показали себя очень достойно. В Минске было зарегистрировано большое количество сделок, по статистике нашей компании этот период оказался и вовсе рекордным. Ожидалось, что тенденция сохранится, но планы спутал нефтяной кризис, следом вырос курс доллара и усугубила ситуацию пандемия коронавируса, и покупательская активность резко сократилась. Результат — в апреле количество сделок упало почти в два раза. Не только покупатели, но и продавцы на время замерли.
И это не случайно. Когда такие кризисы происходят, все думают: «Что будет с ценами дальше?» Продавцы переживают, что это повлияет на покупательскую способность, но еще не готовы к тому, чтобы сбрасывать цены. Покупатели понимают — раз курс растет, значит цены пойдут вниз, соответственно надо занимать выжидательную позицию. Так и произошло в апреле 2020 года: количество сделок значительно сократилось. Ближе к маю ситуация стабилизировалась — курс доллара снизился, начал оживать и рынок.
Тяжелее всего пришлось продавцам, которые пришли на стабильный рынок и не успели продать свои объекты в феврале-марте. Они не были готовы торговаться и уступать покупателям, которые быстрее перестроились под новые реалии. Те продавцы, которые уступали по 7−10% от мартовской цены в апреле, находили своего покупателя, и, если смотреть чуть дальше, продали квартиры дороже, чем сделали бы это сегодня. Те, кто тогда не пошел на скидку, сегодня вынужден уступать еще больше.
К сожалению, тенденция такова, что часто продавцы до последнего держат цены, и это приводит к обратному результату. Не все понимают, как это возможно: вчера я хотел $ 1400 за «квадрат», а сегодня вынужден отдавать за $ 1300 или еще меньше? Однако рынок недвижимости хоть и инертен, но реагирует на изменения в экономической ситуации в стране. А еще и ситуация с кредитами. Ведущий банк страны — «Беларусбанк» — приостановил кредитование «вторички», а другие банки ужесточили условия выдачи и подняли ставки, и покупателей на рынке стало еще меньше.
Сегодня предложение на вторичном рынке выросло почти на 40% по отношению к марту, а покупателей больше не стало. Даже при таких условиях далеко не все продавцы снижают цены, чем, опять же, себе вредят. Однако этот период не вечен. Решать свои жилищные вопросы людям все равно нужно. На мой взгляд, ситуация может несколько выровняться, если покупателям вновь будут доступны кредиты, в том числе и от «Беларусбанка». Все-таки у этого банка были самые лояльные условия и его услугами пользуется большое количество покупателей жилья.
Еще один момент — цена. Как только покупатели почувствуют, что квартиры подешевели, количество сделок вырастет. Надо сказать, что рынок уже движется в этом направлении. Сегодня уже цена квадратного метра по квартирам стандартных потребительских качеств в среднем снизилась на $ 100. При этом у покупателей огромный выбор. Безусловно, это подстегивает интерес — люди просматривают большое количество объектов в аналогичном сегменте предложений, но решающим фактором по-прежнему остается цена.
К сожалению, влияние на рынок оказывают собственники объектов, которые продаются с начала года. Цена их предложения на сегодня уже завышена, а на торг они не идут, объясняя: «Мне продажа не к спеху». Эти квартиры зависли в рекламе и вводят в заблуждение продавцов, только выходящих на рынок. Те из них, кто гибче в ценообразовании, быстрее решают жилищный вопрос. Они понимают: если не уступить покупателю сегодня, то дальше придется сбросить еще больше. Сегодняшний рынок хоть и не обвальный, но снижающийся, около 4% ежемесячно. Это ощутимые потери, если ждать своего покупателя несколько месяцев.
Если говорить о прогнозах, то к осени рынок продолжит плавное снижение цен. На сегодня не ясно, когда закончится пандемия и когда все это уляжется. Многие уповали на лето, что с приходом летней жары все прекратится, но, очевидно, этого не случилось. Причем, похоже, ни в одной стране. Сложившаяся ситуация заставила нас менять многие процессы, ускориться в разработке и внедрении новых подходов и технологий.
Мы перестроились на дистанционную работу, активизировали разработки онлайн-продуктов. Мы снимаем видео-обзоры квартир, перевели работу с клиентами в мессенджеры, проводим онлайн-просмотры. Нашим клиентам и раньше предоставлялась аналитическая информация, позволяющая понять, что происходит на рынке. Сейчас мы пошли дальше, разработав инструмент, который помогает понять, насколько конкретный объект конкурентоспособен относительно аналогичных. Реорганизация всех процессов, создание новых инструментов в нашей компании всегда происходит с единственной целью: обеспечить нашим клиентам и сотрудникам комфортные и безопасные условия проведения сделки купли-продажи, гарантировать прозрачность. Перестраиваться было непросто, но мы смогли и видим в этом только плюсы. Уверена, что многие технологии, которые родились в период этой пандемии, останутся с нами навсегда.
«Быстро продать = выгодно продать»
Дмитрий Дьяченко, заместитель директора АН «Мариэлт»: