Мы используем файлы cookie. Используя сайт realt.by, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Регистрация

Владелец ресторана «Ронин» Александр Дорошенко: «Для общепита худшие дни еще впереди»

19.05.2020 3 5427

Минские рестораны в условиях «недокарантина» ведут себя по-разному. Кто-то вешает на дверь замок и табличку «Мы вернемся», кто-то в срочном порядке организовывает доставку, кто-то — продолжает бороться за каждого клиента. Мы поговорили с владельцем ресторана «Ронин» Александром Дорошенко о том, какие меры поддержки необходимы ресторанному бизнесу прямо сейчас.

Фото Павла Садовского. Фото используется в качестве иллюстрации.

«Снижение налоговой нагрузки спасло бы целые коллективы»

— Александр, неделю назад известный ресторатор Вадим Прокопьев предложил коллегам объединиться и потребовать от государства более весомых мер по поддержке общепита в период пандемии. Согласны ли вы с ним?

— Я могу сказать, что я уважаю тех, кто в это тяжелое время не замкнулся на своем бизнесе, а решился на подобные инициативы. Вадим сказал все верно. В этот непростой период от государства хотелось хотя бы понимания, моральной поддержки. О материальной я даже и не говорю. Мы честно ведем свой бизнес, платим налоги, а в итоге в кризисный момент получаем повышение арендной ставки, выросший счет за электричество и требование вовремя заплатить налоги за 1-й квартал. И это именно тогда, когда все вокруг буквально рушится.

— Когда ваш ресторан почувствовал приближение «коронакризиса»?

— 2020 год начинался для нас весьма неплохо, и первые два месяца мы закончили с хорошими показателями. Ситуация стала ухудшаться где-то с 8 марта. Сначала подрос доллар, потом пошел рост количества заболевших на территории Беларуси, а уже в апреле все стало стремительно катиться вниз.

— Какая поддержка необходима ресторанному бизнесу прямо сейчас?

— Несмотря на то, что я поддерживаю инициативу лидеров рынка (нам действительно пора объединиться и заявить о себе), я слабо верю в то, что ресторанам кто-то поможет. Видя отношение к бизнесу на протяжении последних десятков лет, странно было бы надеяться на то, что сейчас нам протянут руку помощи.

У меня много друзей, живущих в США, Азии, Европе. Из «ребят нашего двора», наверное, я вообще единственный, кто остался в Минске. Так вот, в настоящий момент они все искренне сочувствуют тем, кто живет в Беларуси. К примеру, мой знакомый из Аляски рассказывает, что у них в штате каждый безработный в период пандемии получает по 950 долларов материальной помощи. И это в неделю! При том что заболевших на весь штат там всего около сотни. Представьте, доходит даже до смешного — тот самый знакомый искал себе сотрудников, так никто и работать не хочет при таком-то пособии.

Конечно, нам о такой поддержке остается только мечтать. Но если государство по объективным причинам не может помочь нам деньгами, оно точно может поддержать нас послаблениями хотя бы в налоговой сфере. Так, конкретно для нас налоги (в первую очередь, НДС и ФСЗН) — это самая ощутимая статья расходов. Оперативные решения в этой сфере спасли бы целые коллективы.

«В Минске — космические цены на аренду»

— В конце апреля был подписан указ № 143 «О поддержке экономики». В нем в том числе идет речь и об отсрочке платежей для тех, кто арендует имущество у государства. Как вы оцениваете данную меру?

— Именно в моем случае аренда — это не самое страшное. Мы арендуем помещение как раз у государства («Ронин» располагается на первом этаже жилого дома, — прим. ред.) и платим порядка 8 евро за «квадрат» в месяц. И я считаю, что это, в принципе, честная цена для Минска. Ведь, к примеру, те заведения, что находятся в центре, на Зыбицкой, платят собственникам помещений по 30−40 евро за квадратный метр, и вот это на самом деле — космические цены. Такая стоимость была бы объяснима для Нью-Йорка, Сан-Франциско, Токио, но для Минска?! Поэтому ресторанам и барам, которые расположены в самом центре, сегодня тяжелее других. Такие заведения рассчитаны конкретно на людские потоки. Высокую стоимость аренды они могут окупить только за счет проходимости. А откуда ее взять, когда туристов нет, а своим — не до тусовок. Конечно, я могу понять собственника: он выиграл аукцион, заплатил большие деньги за право застройки и теперь вынужден отбивать вложенные средства. Но в период пандемии всем придется как-то адаптироваться к новым условиям — договариваться, идти на уступки. Что касается конкретно принятого указа, то я не вижу в нем чего-то существенного и рассчитываю исключительно на свои силы.

«В книге броней — пустые страницы, но никто из 70 сотрудников пока не сокращен»

— Некоторые минские рестораны приняли решение закрыться, вы продолжаете работать. Почему?

— Мы решили, что закрываться — не выход. В начале, когда многим казалось, что все это продлится максимум месяц-полтора, во временной остановке еще был какой-то смысл. Сегодня уже понятно, что ситуация с коронавирусом — не спринт, а марафон. Закрывшись на несколько месяцев, возобновить работу потом будет очень тяжело.

— Появились ли уже на рынке предложения по продаже готовых бизнесов, ресторанов, кафе?

— Нет, несмотря на то, что закрытых заведений уже много, пока никто ничего не продает. Во всяком случае, в наших внутренних чатах я не слышал от коллег предложений о покупке доли или всего бизнеса. Думаю, все еще держатся, смотрят, как будет развиваться процесс.

— Как изменилась сегодня работа вашего ресторана?

— По сравнению со многими коллегами у нас ситуация далеко не самая худшая. При том что все показатели у нас упали примерно на 20% к уровню прошлого года, я пока не сократил ни одного из 70 своих сотрудников и не срезал никому оклады.

Тут надо сказать, что так как «Ронин» находится не в центре (на улице Богдановича, — прим. ред.), мы не могли ловить трафик, как заведения в центре, мы могли только создать его сами. В итоге, сделав ставку на кухню, за три года работы мы добились того, что у нас практически каждый день была полная посадка. Ситуация, когда на завтра у нас уже все забронировано, стала вполне привычной.

Сегодня же в книге броней — пустые страницы. Большие компании, дни рождения, праздники — все это исчезло. Чаще всего теперь к нам приходят парами. Просто чтобы пообедать или поужинать. Соответственно, просел средний чек, падает выручка. Сейчас мы живем по принципу «день отработали и хорошо». Никакой аналитики, никаких планов.

Фото Павла Садовского. Использовано в качестве иллюстрации.

«На одноразовые маски для персонала уходило по 200 рублей в день»

— Какие противоэпидемические меры приняты в вашем ресторане?

— Все мои ребята носят маски и перчатки, у нас разработаны специальные маршруты передвижения по предприятию, установлено несколько диспенсеров с антисептиками. К слову, найти антисептик сейчас — тоже целый квест. В период пандемии, когда вся продукция «Беласептики» стала уходить врачам, нам пришлось экстренно искать других поставщиков. Что касается масок, то сперва мы покупали одноразовые хирургические, но потом, посчитав, что на это придется тратить по 200 рублей в день, перешли на многоразовые. Сейчас ребята меняют маски каждые два часа, стирают и используют повторно.

Вообще, за эти пару месяцев я провел уже с десяток собраний с персоналом, на которых пытался донести до сотрудников, что все эти меры нужны не для галочки, не для проверки, а для нас самих. Я честно предупредил: если у нас на предприятии появится хотя бы один заболевший, то ресторан закроется и все уйдут на трехнедельный карантин. Ресурса на то, чтобы содержать штат из 70 человек и платить всем заработную плату, не работая, у меня нет. Мне показалось, что сотрудники меня поняли.

Фото Павла Садовского. Используется в качестве иллюстрации.

«Для большинства баров с Зыбицкой доставка — это бредовая история»

— Президент советовал ресторанам развивать доставку. У вас собственная служба доставки работала и раньше, стало ли сейчас больше заказов?

— Да, доставка нас немного выручает, но при этом ее объемы остались прежними. Вообще, есть четкий алгоритм. Доставка увеличивается в выходные, в первую неделю после зарплаты (с 5-го по 15-е число каждого месяца) и в плохую погоду. Весной, когда становится теплее и начинается сезон шашлыков, заказов на доставку становится меньше. В принципе, доставка нужна под определенный продукт. Ну, например, возьмем бары с Зыбицкой. Ну какая там доставка? Туда люди идут не за едой, а за атмосферой: девчонки выгулять новые туфли, мальчишки — девчонок в новых туфлях. Доставка для них — это какая-то бредовая история.

— Ваш прогноз для ресторанного бизнеса?

— На мой взгляд, худшие времена еще впереди. Возможно, я страшный паникер и пессимист, но я вижу, что происходит в мире. Есть опасность, что со всем этим коронавирусом нам придется жить еще долго. Что делать? Продолжать работать. Мы решили, что будем использовать появившееся свободное время для усиления бренда, для ввода в меню новых позиций, для ребрендинга.

Читайте также:

«Можно оперативно узнать, какие льготы по аренде получил бизнес». Компания REVERA выпустила онлайн-консультант

«Сейчас лучше снизить ставку, чем потерять еще больше от простоя площадей». Куда катится рынок аренды офисов

Это работает. 29 арендаторов госимущества в Минской области получили отсрочку по уплате арендной платы

Есть что сказать?
Читать:

Эксклюзив Realt.by

Витрина

Продается база отдыха

4 га земли в заповедном парке «Урочище Пышки» 10 капитальных строений , все коммуникации

Светлана

Контакты: +375 29 677-5...

Лента новостей