«Перемены нужны не только в законотворчестве, но и в самосознании людей»
— Все это звучит не слишком обнадеживающе. Можно ли что-то исправить? И что для этого нужно сделать?
— Мы уже не раз обращались с письмами к властям города, чтобы найти адекватную модель развития строительной сферы. Мы уже давно ведем диалог с Министерством архитектуры по этому вопросу, и чиновники так же хорошо видят существующие проблемы и готовы помогать их решать. Здесь уже вопрос инерции: остановить движущийся на полном ходу локомотив довольно сложно. Но положительные сдвиги есть.
Наша Ассоциация проектных и строительных организаций работает при Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей, основанном в 1997 году владельцами белорусских частных предприятий. Сейчас в ее составе находится более 800 членов. Благодаря авторитету Союза наши эксперты включены в общественно-консультативные советы при всех министерствах и ведомствах, и Минстройархитектуры в том числе, где мы можем обсуждать проблемные вопросы. Но с учетом того, что строительная отрасль является одной из самых законоемких (помимо Минстройархитектуры, ее регулируют МЧС, Минздрав, Минприроды, Минэкономики, не говоря уже об огромном количестве административных процедур), то вопросы, которые решает наша Ассоциация, легкими не назовешь.
Из конкретных достижений — например, были убраны требования по оборотным средствам компаний (раньше, чтобы проектировать объект первой и второй категории, компания должна была располагать денежными средствами или имуществом на определенную сумму). Нам удалось доказать, что такое требование не влияет на качество или профессионализм, но ограничивает доступ на рынок молодым, некрупным компаниям. С некоторых разделов проектной документации были сняты требования по обязательной аттестации, была отменена аттестация юридических лиц на предпроектную проработку (то есть отменено эскизное проектирование).
За те годы, что ассоциация входила в МССПиР, положительные изменения удалось внести в такие нормативно-правовые акты, как Постановление Совмина № 252 (21.03.2014), в СТБ 233−2015 и т.д., что позволило значительно снизить требования к классам сложности зданий. А это, в свою очередь, упростило проектирование и строительство небольших объектов. Еще недавно перечисленные нормы очень существенно ограничивали возможности для инвестиций в локальные проекты в регионах. Сегодня проблема исчезла.
К примеру, снятие требования аттестации специалистов, выполняющих раздел проекта организации строительства, на качество и безопасность никак не повлияло, зато уменьшило финансовую нагрузку на предприятия. Теперь не требуется повторного обучения для сдачи экзамена работника, если он — практикующий специалист (он и без обучения сдаст экзамен, а предприятие сэкономит деньги).
Удалось снять требование к стоимости основных средств архитектурно-строительных организаций. Эта норма, никак не влияя на качество специалистов, просто «смахивала» с рынка, как хлебные крошки со стола, много небольших предприятий. У заказчиков появилось больше выбора, и им теперь нет необходимости обращаться в огромные фирмы ради маленьких проектов.
Но много «странных» требований еще осталось. К примеру, доплата при обучении специалиста за его должность (пусть он — начальник отдела). При том, что на содержание программы обучения и тем более на качество работ обучаемого это никак не влияет. И таких требований слишком много.
Не так давно в ассоциацию обратились поставщики гидроизоляционных материалов, один из которых нельзя было включать в проекты паркингов. То есть люди обратились к нам с мелкой, по их меркам, местечковой, проблемой. Но ее решение, как оказалось, способно снять проблему всех протекающих паркингов в стране. И в этом направлении есть много нерешенных проблем, которые влияют на качество нашей с вами жизни.