Минюст: «Отменяются фиксированные тарифы на риэлтерские услуги и, возможно, предоплата за услугу». Итоги знакового круглого стола
16 мая 2019 года состоялся круглый стол «Перспективы развития и актуальные проблемы риэлтерской деятельности в Республике Беларусь». По информации организаторов мероприятия — Союза юристов Беларуси — в ходе мероприятия обсуждались наиболее актуальные вопросы регулирования цен на риэлтерские услуги, создания единой базы сделок, достижения прозрачности процедуры для потребителя и многое другое. Итоги знакового мероприятия — в нашем обзоре.
Белорусский республиканский союз юристов, риэлтерские организации совместно с представителями государственных органов 16 мая 2019 г. в рамках круглого стола «Перспективы развития и актуальные проблемы риэлтерской деятельности в Республике Беларусь» обсудили актуальные проблемы правового регулирования риэлтерской деятельности.
Председатель Союза юристов, Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Валерий Мицкевич направил приветственный адрес участникам круглого стола, в котором обозначил, что общая цель мероприятия — сделать риэлтерские услуги максимально качественными и доступными. Высказал мнение, что круглый стол станет отличной площадкой для детального рассмотрения различных аспектов осуществления риэлтерской деятельности, обсуждение имеющихся проблемных вопросов в данной сфере и определения путей их разрешения.
Минюст: Необходимы изменения в системе государственного регулирования цен
Заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов сообщил, что Министерство юстиции совместно с заинтересованными подготовило предложения по корректировке законодательства, регулирующего сферу риэлтерских услуг. В частности, планируется внести изменения в систему государственного регулирования цен на такие услуги. На данный момент Министерством юстиции предлагается концепция, позволяющая в той или иной степени учесть мнение всех участников дискуссии. Может быть полностью отменено государственное регулирование цен на риэлтерские услуги, связанные с объектами нежилого фонда (речь идет о коммерческой недвижимости), а также оказываемые юридическим лицам.
— Стоимость услуг будет устанавливаться исключительно на договорной основе. Государство ничего регулировать в этой части не будет. Данная мера целесообразна, поскольку коммерческие объекты, приносящие доход собственнику, должны обращаться на условиях предпринимательской деятельности. Это также будет способствовать развитию конкуренции на рынке недвижимости, — считает заместитель Министра юстиции.
Что касается тех услуг, которые оказываются по отношению к объектам жилищного фонда, социально значимым объектам, на данном этапе Министерство юстиции считает целесообразным тарифы сохранить. Однако и здесь предлагаются определенные изменения. Так, отменяются ныне действующие фиксированные тарифы на риэлтерские услуги. Предусматривается, что организации будут самостоятельно утверждать цены на оказываемые ими услуги. При этом их уровень не должен превышать предельно максимальных тарифов, установленных Советом Министров. Кроме того, риэлтеры, возможно, не смогут брать предоплату за услугу. Это связано с недобросовестной деятельностью некоторых агентств: берут предоплату, а взамен дают недостоверную информацию. Согласно предложениям, оплата будет возможна только после подписания акта о выполненных работах.
«Мы пришли к необходимости качественного перерождения рынка риэлтерских услуг»
В рамках круглого стола свои предложения высказали и представители ведущих риэлтерских организаций Республики Беларусь.
Так, Председатель Совета ОО «Белорусская ассоциация «Недвижимость», директор ЧУП «Мольнар» Анатолий Звездин, высказал предложение о полной отмене государственного регулирования цен (тарифов) на риэлтерские услуги. На сегодняшний день оно представляется избыточным, так как государственные меры по регулированию цен осуществляются главным образом путем установления фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги; государство «отпустило» цены, оставив за собой право регулирования только социально значимых и стратегических позиций, в остальном же рынку предоставлено право самостоятельно определять стоимость товаров (работ, услуг). Жесткая система ценообразования в сфере именно риэлтерских услуг приводит к невозможности появления и развития в правовом поле новых видов риэлтерских услуг.
Директор АН «Эксперт» Павел Астапеня, в своем докладе подчеркнул ключевые текущие проблемы с получением информации для проверки юридической «чистоты» сделки с недвижимостью. В настоящее время, как показывает правоприменительная практика, Указ Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь», а также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 406 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15» в части предоставления информации не выполняет в полной мере своих функций, что крайне негативно сказывается на защите прав и законных интересов потребителей риэлтерских услуг. Были высказаны такие проблемы с получением информации для проверки, как отсутствие возможности получать информацию обо всех сделках, совершенных с объектами недвижимости, а также при заказе риэлтерской услуги не продавцом, а покупателем, забюрократизированность процедуры доступа к информации. По мнению Павла Астапени, предоставляются возможными такие пути выхода из ситуации как предоставление информации как в отношении сторон текущей сделки, так и в отношении сторон предыдущих сделок с объектом недвижимости; сокращение и унификация набора требований для предоставления информации, а также расширение перечня информации, предоставляемой риэлтерским организациям.
Гарантии соблюдения имущественных прав граждан и конфиденциальность персональной информации при совершении сделок и оказании риэлтерских услуг, а также совершенствование электронного реестра договоров на оказание риэлтерских услуг стало главным посылом руководителя риэлтерской компании «СмартРиэлт», председателя Союза компаний по реинжинирингу риэлтерской деятельности Татьяны Недеревой-Архипец. Предлагается внесение всех заключенных договоров в данный реестр, вследствие чего, в будущем каждый риэлтер сможет увидеть историю объекта. Само функционирование реестра позволит не только обеспечить защиту интересов потребителя и обеспечить безопасность сделки, но и станет единым источником достоверной информации о субъектах — потребителях риэлтерской услуги и объектах, в отношении которых оказываются риэлтерские услуги, а также укрепит законность в данной сфере, минимизирует риски коррупционных проявлений за счет перевода услуг в электронный формат.
Далее первый заместитель директора РУП «Национальный центр электронных услуг» Сергей Руднев продемонстрировал функционал и преимущества электронного реестра договоров на оказание риэлтерских услуг — работу совместного проекта НЦЭУ и Союза компаний по реинжинирингу риэлтерской деятельности. Сейчас идет завершение разработки, начало предварительных испытаний, опытной эксплуатации, и уже в июле 2019 года ИР «Реестр договоров» может начать свою работу.
Основная проблема — отсутствие у госрегуляторов механизмов реального понимания ситуации
Также на обсуждение были вынесены проблемы государственного регулирования риэлтерской деятельности экономического характера, которые мешают осуществлению бизнеса. Представитель группы компаний «Akadem.by» Александр Горощеня в своем докладе подчеркнул как позитивные, так и негативные явления, существующие в государственном регулировании данной сферы деятельности, и высказался о необходимости качественного перерождения этого рынка услуг.
Завершал работу круглого стола руководитель группы компаний «Твоя столица» Владимир Давидович. Подчеркнув еще раз основные проблемы рынка риэлтерских услуг, он наметил основной путь развития риэлтерской деятельности, который сможет повысить как прозрачность процедур, так и безопасность потребителя при проведении сделок, что даст толчок развития новых технологий при оказании услуг. При этом, по мнению Владимира Давидовича, основные проблемы рынка — это отсутствие у госрегуляторов рынка механизмов реального понимания ситуации и актуальных проблем, как следствие — абсолютно устаревшее законодательство и тарифное регулирование, высокая степень недоверия между государством и бизнесом.
Представителями риэлтерских организаций была обозначена необходимость создания профессиональной саморегулирующейся организации риэлтеров (с условием создания современной технологической базы ее функционирования), которой должна быть передана часть контрольных функций регулятора — с целью обеспечения последней применения всеми риэлтерскими организациями единообразной политики в отношениях с потребителями и обеспечения высокого уровня качества услуг всеми игроками рынка.
Источник: Белорусский республиканский Союз юристов
Читайте также:
Сносить нельзя, достроить. 25-этажный жилой дом в д. Копище все-таки будет достроен, но с условиями
«Я бы не советовала покупать дом в садовом товариществе для постоянного жилья». Специалисты отвечают на вопросы читателей Realt.by
Лизинг жилья, возможно, вытеснит кредитование? За 2018 год объем лизинга вырос в 4 раза