Property Management — управление денежным потоком торгового центра. Часто этот вид управления трактуется достаточно узко как управление арендой, но на самом деле это управление «среднего уровня» и достаточно сложный процесс, который, с одной стороны, предполагает понимание управляющим формата и концепции торгового центра (т.е. есть vision торгового центра), а с другой — правильная и тесная коммуникация с многочисленными арендаторами.
Концепция торгового центра — комплексное понятие, которое, в конечном итоге, отвечает на вопросы: «Что это за объект и для кого?». В концепции торгового центра можно выделить несколько основных подразделов:
- Целевая группа посетителей;
- Сценарии поведения посетителей;
- Формат ТЦ (ценовой, размеры, специализация, конструктив);
- Пул арендаторов (якоря и магниты, MSU, досуг, общепит);
- Франшизы;
- Планировка (конфигурация, размещение якорей, ширина, вертикальный транспорт и проч.);
- Свет;
- Дизайн и навигация;
- Витрины;
- Звук, запахи;
- Образ;
- Маркетинг (сайт, мероприятия и т. п.);
- Брендинг.
Работу проперти менеджера торгового центра невозможно представить без сбора и анализа входных данных:
· Количество посетителей торгового центра;
· Количество входящих через различные входы;
· Посещаемость по этажам, если этажей несколько;
· Конверсия в посетителей магазинов и в покупателей;
· Средние чеки арендаторов, платящих % от оборота;
· Среднерыночные (по данному локальному рынку либо из P/L операторов) показатели по конверсии, по среднему чеку, %, который могут платить за аренду и сравнение их с показателями управляемого объекта.
Могут применяться специальные устройства и ПО, отслеживающие посетителей и траекторию их передвижения по ТРЦ с помощью, например, Wi-Fi.
Полученные данные используются впоследствии, в частности, для анализа уровня ставок аренды в разных частях этажа ТЦ, для переговоров с операторами.
Анализируется также территория, входящая в зону обслуживания ТЦ: количество проживающих, работающих, учащихся, транзитные транспортные потоки, составляются сценарии для возможных целевых групп посетителей и др. В результате может быть сформировано представление об особенностях пула арендаторов со стороны спроса конечного потребителя, емкости локального рынка и формате торгового центра, что, в частности, позволит сформировать обоснованное решение по увеличению размера торгового центра, привлечению профильных арендаторов (например, детские или товары для дома), специализации торгового центра и др.
Часто в Беларуси недооцениваются другие элементы концепции торгового центра, реализацию которых следует обеспечить управляющему: навигация, свет в галерее, паркинг, маркетинг и брендинг и др.
Вторым важнейшим элементом работы Property Manager'a представляется общение с арендаторами. Тут выбор тактики общения, роли «плохого» или «хорошего» полицейского следует тщательно обдумать. В Беларуси типична ситуация, когда арендодатель и арендатор воспринимаются как противоборствующие стороны, когда основная функция управляющего воспринимается как «выколачивание» денег из арендатора.

- ТРЦ «Титан»