О том, что плохие мнения о риэлтерах бывают обоснованными
— Желание работать в недвижимости у меня появилось тогда, когда мои родители продавали квартиру и искали дом. Я активно участвовала в процессе поиска, мне понравилось. Так я решила пойти работать в агентство недвижимости. Мое юридическое образование (БГУ) это позволяло. Поработав какое-то время агентом, пришел час получения свидетельства. Экзамен был достаточно легкий, я его сдала и получила свидетельство об аттестации риэлтера.
Ничего о репутации профессии риэлтера в Беларуси я не знала. Я только знала, что за границей это престижно и хорошо оплачивается. Поработав какое-то время, я стала понимать, что у нас все не так радужно, есть и плохие мнения, и они обоснованы. Не все риэлтеры образованы, не все умеют работать с людьми. Работа риэлтера — это большая ответственность. Каждое твое действие впоследствии влияет на судьбу человека — продавца или покупателя. Он, может, всю жизнь будет жить в этой квартире.
Я никогда не давлю на покупателей во время показов, не навязываю им ничего, они сами смотрят квартиру, задают вопросы, уточняют. Бывает, что я прихожу с покупателем, а у продавца тоже есть риэлтер, который просто бросается на покупателя, бесконечно что-то рассказывает и не дает человеку осмотреться, принять какое-то взвешенное решение. Это неправильно.
Что касается недоверия к риэлтерам, то оно появилось, потому что люди действительно сталкивались со специалистами рынка, которые хотят быстрых денег. Но так в любой сфере: есть добросовестные профессионалы, а есть те, у кого цель нажиться. С этим ничего не сделаешь. У меня другой вопрос: почему у нас агентом может стать человек без высшего образования, который двух слов связать не может? На рынке должны работать образованные люди, у которых идеально выстроена речь, которые могут ответить на любой вопрос и которые, в конце концов, хорошо и опрятно выглядят. Официально-делового стиля еще никто не отменял. И самое главное, у нас так мало риэлтеров знают английский язык! О каких иностранных клиентах мы говорим, если на все агентство только пара специалистов знает язык.