Ожидания и реальность: сравниваем готовые минские новостройки с рекламными рендерами и проданными надеждами
Наученные горьким опытом, минчане привыкли к тому, что многие амбициозные проекты, о которых застройщики с гордостью заявляют на стадии рисования рендеров, так на этих рендерах и остаются. А те, которые все же вышли из котлована, получаются совсем не как на картинках. Ледяные сталактиты космической красоты и высоты, призванные сделать из Минска новый Дубай, на деле оказываются очередным каркасным «столбиком» с бежевой штукатуркой на фасаде. Конечно, так происходит далеко не всегда — есть и обратные примеры. Realt.by вспоминает, какие рендеры рисовали застройщики и сравнивает их с тем, что вышло в жизни.
Один из самых спорных и претенциозных жилых домов в городе — ЖК «У Троицкого», возведенный застройщиком «Трайпл», давно ушел с первых полос столичных газет. Но в далеком 2008-м его облик, просто визуализированный на рендерах, приводил общественность в тихий ужас. К счастью для впечатлительных горожан, не все нарисованное было воплощено в жизнь.
Автор дома-исполина на набережной реки Свислочь — архитектор Олег Ладкин. В 90-е по его проекту на этой же набережной построили длинный дом с магазином «Панорама». Магазин давно прекратил свое существование, но дом в устах минчан все еще носит его название.
Видимо, чтобы сохранить авторский стиль застройки, одно из лучших мест в городе снова доверили Ладкину. На общественном обсуждении ПДП этой территории архитектор отзывался о своей «Панораме» довольно пренебрежительно: «Может, и не бог весть какой проект, но смотришь, там-сям и мелькнет на экране…» В этом смысле дом «У Троицкого» заткнул предшественника за пояс: до того примелькался минчанам, что стал своеобразным символом города.
Первые эскизы застройки Троицкого предместья появились еще в 2006 году. Правда, тогда проект выглядел гораздо амбициозней: жилых дома было два, а 10−12-этажную «Панораму» на Сторожевской собирались надстроить мансардным этажом, разместив там дополнительные квартиры.
Отдельного внимания в проекте Ладкина удостоилась набережная: ее собирались застроить развлекательными объектами с подземным гаражом.
Первоначальный проект успешно прошел все экспертизы, но заказчик, который тогда не имел никакого отношения к Юрию Чижу, не смог потянуть его финансово. Площадка под застройку на набережной была передана компании «Трайпл». Чиж не стал покупать проект образца 2006 года, а предложил архитектору разработать новый, с нуля. При этом Ладкин позаимствовал из старого проекта постмодернистскую эстетику, составив дом словно из элементов детского конструктора.
Новый проект не включал в себя создание культурно-развлекательных объектов на набережной и надстройку длинного дома на Сторожевской, 8. То, что получилось в итоге, почти ничем от эскизов не отличается. Разве что шпили на башнях выглядят скромнее.
Другой амбициозный проект начал возводить застройщик «ТАПАС» осенью 2012 года в районе Национальной библиотеки. На участке рядом с Усадьбой Ваньковича и Слепянским каналом запроектировали четыре жилых дома: три из них, соединенных общим паркингом и коммерческой галереей, выходили окнами на речку, еще один, многоподъездный — на ул. Филимонова. Если первые три позиционировались как элитное жилье, то квартиры в четвертом продавались по среднерыночной цене. Он построился первым и был призван оградить жителей «элитки» от дорожной пыли и лишних людей. Из-за близости к воде и сходства с пароходом комплекс получил название «Аквамарин».
Во дворе между элитной и обычной секцией «Аквамарина» согласно рендерам должна была появиться детская площадка и много зелени. Но вместо них на месте миндалевидной зеленой зоны даже летом просвечивается голая земля. Из растительности — низкорослые туи, высаженные поближе к окнам элитной секции. Окна дома по ул. Филимонова серьезно уменьшились по сравнению с эскизами.
Если предыдущий кадр все-таки сделан весной, то на следующем хорошо видно, как за элитными домами «Аквамарина» густо зеленеет лес и на что похожа клумба внутри квартала.
Если смотреть на комплекс с высоты птичьего полета, зелени опять-таки окажется куда меньше, чем на рендерах. Разительно отличается количество деревьев со стороны Слепянского канала: на рендерах их десятки, в жизни — всего несколько штук.
Детская площадка в реальности тоже оказалась куда скромнее, чем на картинках. С противоположного берега, конечно, ничего этого не видно.
По сравнению с картинкой в реальном «Аквамарине» выросла площадь остекления, но, что обидно, исчезли лестницы, ведущие из галереи прямо на набережную. Террасы, примыкающие к пентхаусам, выглядят почти так же, как на рендерах, но немного проще.
На эскизах застройщик рисовал огороженную территорию со стороны улицы Филимонова: зелень, металлическое ограждение, небольшая парковка. В жизнь из всего этого была претворена только парковка.
Следующий герой нашей подборки — микрорайон Лебяжий, дома вдоль проспекта в котором возводили разные застройщики. 5 лет назад для этого участка сделали невероятную визуализацию. Но заказчики очень вольно ее трактовали.
Эти эскизы представили на суд общественности в 2011 году. Над обликом застройки нового микрорайона поработали архитекторы «Белгоспроекта». На картинках были шикарные торговые галереи с вычурными мостами и лестницами, проспект собирались одеть в стекло, а крыши украсить шпилями.
Но реальность оказалась куда прозаичней: минчане сравнивают полосатые многоэтажки вдоль проспекта со стенами поликлиники. Шпили и мудреные крыши исчезли, пешеходные галереи значительно упростились, а то, что было стеклом, стало вентфасадом.
Уже первая новостройка в комплексе по адресу пр-т Победителей, 119, заказчиком которой выступал «Белинвестинжиниринг», построилась без мудреной крыши и вычурных бульваров. Ее нынешний облик угадывается по сплошному остеклению и галерее, которая сохранила форму, но потеряла объем. Однако рендеры застройщика, созданные непосредственно перед строительством, выглядят так же, как и готовая работа.
Высотки по ул. Мястровской — дело рук застройщика «Внешэкономстрой», тоже отличаются от эскизов, хоть и не так разительно.
Не слишком сильно расходится с рендерами облик ЖК «Престижино», который возводит застройщик «Трайпл». При этом нельзя сказать, что проект сильно удешевлен, но архитектура и конфигурация окон несколько отличается от нарисованного. Площадь остекления, например, немного сократилась.
Зелени здесь тоже не оставили шансов: с обратной стороны многосекционного дома, согласно эскизам, был небольшой бульвар с пятнами кустов. В жизни по кромке дома традиционно тянется тротуар, за ним идет проезжая часть, а следом — автостоянка.
Конечно, в нашем городе нашлось место и удачным проектам, и скрупулезно выполненным обещаниям. Один из них — жилой комплекс D3. Судить о результатах еще рано: в комплексе сдается первый дом, но на его примере застройщик показал, что не намерен отступать от эскизов.
Это в равной степени касается фасада и интерьера здания.
Другой проект, который совсем не отличается от картинки — ЖК «Новая Боровая». Конечно, речь идет о панельных домах, которые очень сложно удешевить на стадии строительства, но застройщику удалось соблюсти все оттенки и штрихи на фасаде. При всем педантизме придраться тут не к чему.
Очередной пример необманутого доверия — ЖК «Браславский» в микрорайоне Лебяжий, застройщиком которого выступает «ТАПАС». Комплекс не хватает звезд с неба, но все визуальные обещания выполняет, по крайней мере пока. Строительство еще далеко от завершения. Единственная неточность, перед которой «ТАПАС» снова не устоял — нарисовать жилому комплексу зеленое окружение, будто строится он посреди парка, а не в одном из самых плотных районов Минска.
Как ни странно, один из примеров идеального соответствия — жилой дом «Парус». Несмотря на скандальную историю с банкротством «Итерабелстрой», визуально высотка выглядит именно так, как была презентована.
Наконец, вполне честно был нарисован жилой комплекс «Аркадия», что возводится по ул. Некрасова. Хотя по-настоящему оценить его сходство с рендерами можно будет, только когда все дома сдадут в эксплуатацию.