В Беларуси планируют перейти на взимание налога на недвижимость от рыночной стоимости объектов. К чему стоит готовиться бизнесу?
Национальное кадастровое агентство завершает пилотный проект по массовой оценке объектов недвижимости, основанной на рыночной информации. Предполагается, что созданная технология оценки будет распространена на всю Беларусь и позволит перейти на взимание налога на недвижимость от кадастровой (рыночной) стоимости объектов.
Пилотный проект проводился в Кобринском районе Брестской области и Советском районе г. Минска. По словам Дмитрия Ритвинского, начальника управления оценки ГУП «Национальное кадастровое агентство», сегодня проект находится в своей завершающей стадии: оценивается возможность использования новой технологии формирования объектов недвижимости и массовой оценки и ее результатов для различных целей, в том числе налогообложения. В конце июня полученные результаты будут переданы на рассмотрение в Совет министров.
— В рамках пилотного проекта перед нами стояла задача не просто оценить объекты недвижимости для целей налогообложения. Основная цель работы — собрать информацию об объектах недвижимости, зарегистрированных и незарегистрированных в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (ЕГРНИ), и их собственниках либо правообладателях, — говорит Дмитрий Ритвинский.
Начальник управления оценки Национального кадастрового агентства акцентирует внимание на том, что на пилотных территориях практически полностью (на 99%) собрана информация о земельных участках, которые имели неточные координаты расположения на местности либо вообще их не имели.
— Нам удалось создать ресурс, где собрана вся информация об объектах недвижимости с возможностью отображения ее на картографической основе высокого разрешения. По своей сути, создан прототип инструмента для управления территориями, который позволит сделать рынок недвижимости, отдельные административные процедуры более прозрачными и снять спорные вопросы, так как большинство существующих баз данных в этой области содержат лишь текстовую информацию, без геопривязки, — уточняет специалист.
В технологию оценки заложены принципы, максимально близкие к рыночным. Например, за основу определения рыночной стоимости квартир (многоквартирная многоэтажная жилая застройка) взяты цены предложения и реальных сделок купли-продажи. На основе полученных данных с помощью математических формул построена модель и получена кадастровая стоимость каждого конкретного объекта недвижимости.
— Мы провели ряд встреч и обсуждений по результатам проекта, в т. ч. с оценщиками и риэлтерами. По сути, никто из них не сказал, что полученные результаты не соответствуют рыночным данным на момент оценки. Мы можем дать обоснования полученных результатов по каждому конкретному объекту. При этом, конечно, нужно понимать, что это массовая оценка, и учесть все отдельные индивидуальные особенности объекта просто невозможно. Для этих целей существует индивидуальная оценка недвижимости, — разъясняет Дмитрий Ритвинский.
Специалист не отрицает, что из-за небольшого количества сделок было сложнее оценивать объекты коммерческой недвижимости и производства. Их оценка производилась в основном тремя методами — затратным, доходным и сравнительным (построение сложных математических моделей). Однако результаты тестирования моделей оценки для нежилой недвижимости показали отклонение от релевантных цен сделок купли продажи в пределах 0,4% - 20%.
В целом оценка объектов нежилой недвижимости производилась на основе 20−30 факторов. Бизнес-центры и торговые центры оценивались двумя классическими методами — доходным (размер ставок арендной платы) и сравнительным (сделки купли-продажи, предложения).
— При этом все, я надеюсь, четко понимают, что объект в центре города со всей инфраструктурой и такой же объект в 40 минутах удаленности от центра города будут коренным образом отличаться и по доходности, и по стоимости. Ключевым фактором, конечно же, по-прежнему является местоположение объекта. Однако, я думаю, вы согласитесь, что объект с отделкой (хорошей, пусть и субъективно) и такой же объект рядом, но без отделки, тоже будут стоить по-разному. Помимо этого, при оценке учитывались и такие факторы, как год постройки объекта, материал стен, уровень и качество отделки, использование при строительстве современных материалов и др. Значительную часть этих характеристик в отношении объектов недвижимости на пилотных территориях пришлось или восполнять как недостающую, или вносить заново вместе с незарегистрированным объектом недвижимости, — рассказывает Дмитрий Ритвинский.
Примечательно то, что в ходе пилотного проекта оценивался не просто объект недвижимости, а единый «юнит» (земельный участок и строения на нем). В таком принципе и количестве подобная оценка произведена в Беларуси впервые на пилотных территориях. Данная технология позволяет узнать стоимость всей недвижимости (максимально приближенной к рыночной) в Беларуси вне зависимости от того, на каком праве и кому она принадлежит (государственная или частная).
Имеет ли бизнес почву для волнений?
В настоящее время в Беларуси налог на объекты коммерческой недвижимости взимается исходя из их остаточной стоимости. При этом ставка налога 1% умножается на коэффициент, устанавливаемый местными советами депутатов.
Так, например, с апреля 2015 года в Минске для объектов, расположенных в I-III экономико-планировочных зонах, коэффициент с 2,0 увеличился до 2,5, в IV-V зонах — с 1,8 до 2,3. Одновременно на такую же величину были увеличены и коэффициенты к ставкам земельного налога.
Представители бизнеса высказывают опасения, что если за основу налогооблагаемой базы объектов будет взята рыночная стоимость, то она автоматически приведет к увеличению налоговой нагрузки. В условиях кризиса, высокой инфляции и дорогих кредитных ресурсов это еще больше ударит по бизнесу, который уже сегодня терпит большие убытки или вовсе объявляет о своем банкротстве.
В свою очередь специалисты НКА и МНС считают, что все волнения юридических лиц не имеют оснований.
В настоящее время остаточная стоимость многих объектов недвижимости гораздо ниже рыночной стоимости активов.
В то же время есть примеры, когда новые бизнес-центры или торговые центры, особенно расположенные в центре города, имеют более высокую по сравнению с рыночной остаточную стоимость. Как правило, при оценке этих объектов учитывались затраты на строительство инженерных сетей, парковок, благоустройство территории и другие факторы. Но с течением времени их остаточная стоимость будет снижаться, а рыночная оставаться высокой благодаря местоположению.
Например, остаточная стоимость офисного помещения в бизнес-центре в Royal Plaza по пр. Победителей, 7а, общей площадью 113,6 кв. м на 1 января 2016 года составила Br5 107 983 382 (рыночная стоимость была произведена оценщиком на 31 декабря 2014 г.). За I квартал 2016 года налог на недвижимость офиса составил Br31 924 896. Кроме того, ежемесячно собственник уплачивает земельный налог в размере Br66 379.
На сегодняшний день рыночная стоимость данного помещения находится в диапазоне $ 1 800−2 200/кв.м. Если за расчетную стоимость взять $ 1 900/кв.м, то ожидаемая рыночная стоимость офиса составит Br4 316 800 000. Поскольку рыночная стоимость помещения уже содержит в себе стоимость земельного участка, земельный налог отдельно не выделяется. Таким образом, единый налог при ставке 1% и повышающем коэффициенте 2,5 на данное помещение может составить в квартал Br26 980 000. То есть наглядно видно, что он уменьшился бы.
С другой стороны, в центре Минска есть достаточно много объектов, введенных в эксплуатацию 10 или 20 лет назад. Сегодня их остаточная стоимость гораздо ниже рыночной. Естественно, единый налог на такие здания вырастет.
Дмитрий Ритвинский акцентирует внимание на том, что в настоящее время система налогообложения недвижимости в Беларуси несовершенна, а сама налоговая нагрузка, в том числе на бизнес, «разбалансирована». То есть за один и тот же объект недвижимости, но с разной рыночной стоимостью собственники платят практически одинаковый налог. Например, если бы бизнес-центр Royal Plaza появился в Кобрине (случайно), то его балансовая стоимость, возможно, была бы еще выше, чем в Минске, а вот рыночная в несколько раз ниже.
По данным МНС около 60% собственников — физических лиц — получают льготы по уплате налогов. Хотя, если говорить о мировой практике, то налоговые льготы собственникам в других странах предоставляются лишь в исключительных случаях.
Поэтому в Беларуси также ставится задача — перераспределить налоговую нагрузку, изменив налоговую базу, которая имеет четкую природу происхождения ― рынок. Таким образом, обладатели более дорогих объектов недвижимости при одинаковых ставках платили бы налог на недвижимость в большем размере, чем обладатели более дешевых.
Анализ пилотного проекта в Кобрине показывает, что если бы за налоговую базу были взяты результаты массовой оценки объектов жилой индивидуальной недвижимости, то бюджет города пополнился бы на 27%, или на Br 0,9 млрд, в основном за счет дорогих объектов.
Кроме того, если массовая оценка объектов будет отличаться от рыночной примерно на 20%, то собственники недвижимости смогут оспорить ее.
Всемирный банк готов оказать поддержку Беларуси
С 23 по 27 мая в Беларуси находилась миссия экспертов Всемирного банка, которая дала высокую оценку результатам пилотного проекта и готова оказать помощь в развитии и становлении системы массовой оценки недвижимости.
— В настоящее время речь пока идет об оказании только технической и экспертной помощи. Эксперты Всемирного банка были приятно удивлены, что нам удалось выполнить такую серьезную и большую работу без международной поддержки, — уточняет Дмитрий Ритвинский.
Все следующие действия, будет ли распространена технология массовой оценки, выполненная в Кобринском районе и Советском районе г. Минска, на всю недвижимость в Беларуси или нет, зависят от решения правительства. Говорить о том, когда может быть принято такое решение, сложно. Но очевидно, что для таких глобальных изменений необходимо не менее 5−7 лет, наличие достаточного объема финансирования, ну и, конечно же, специалистов.
Что необходимо сделать
Дмитрий Ритвинский говорит о том, что для принятия подобного решения в РБ должна быть подготовлена соответствующая нормативно-правовая база, причем не только в области оценки (техническая инвентаризация и регистрация, налогообложение, управление территориями и др.).
Кроме того, необходимо создать единый информационный ресурс об объектах недвижимого имущества (земля и строения на ней), вовлечь в процесс все заинтересованные стороны: местные органы власти, эксплуатирующие инженерные сети организации, собственников недвижимости и др. При этом нужно подготовить ряд обучающих программ для подготовки и переквалификации отдельных специалистов, в т. ч. внедрить эти программы в профильных вузах: железо кует не молот, железо кует кузнец.
Со своей стороны местные органы власти должны менять мировоззрение для принятия управленческих решений в отношении объектов недвижимости на их территории, учиться управлять территориями и объектами недвижимости с целью повышения рыночного потенциала региона и объектов недвижимости.
Пилотный проект выполнялся на протяжении полутора лет. Если предположить, что работы по массовой оценке в Беларуси начнутся с 1 января 2017 года, то на их выполнение понадобится порядка 5−7 лет. Однако новая система налогообложения может вводиться поэтапно, по мере оценки различных типов недвижимости. Например, сначала в отношении квартир (многоквартирная многоэтажная жилая застройка), затем — домов (жилая усадебная застройка), потом — объектов нежилой недвижимости, затем новый цикл. На оценку каждого типа недвижимости понадобится 1,5 года. Т. е. в любом случае ближайшей возможной датой использования результатов кадастровой оценки недвижимости (одного из назначений) может стать 1 января 2018 или 2019 года.