— Около пяти лет назад один из клиентов пожелал заключить договор на продажу собственной квартиры по улице Калиновского, для чего мы с ним и встретились, — рассказывает историю из практики Леокадия Коптюк, агент по операциям с недвижимостью АН «Пакодан». — На заключение эксклюзивного договора вместе с пакетом правоустанавливающих документов продавец принес копию лицевого счета — ту, что принято называть «развёрнутой». Обычно эта копия запрашивается в расчетно-справочном центре агентством недвижимости, а тут — сам принёс. «Ну, принёс — и ладно», — подумала я. Заключили эксклюзивный договор. Но настороженность не уходила. На следующий день я оформила запрос в РСЦ. И, представьте, мне выдают документ, который несколько отличался от предъявленного продавцом: в списке числился без вести пропавший жилец. Я зашла в территориальное отделение милиции, которое находилось в том же помещении, чтобы узнать, признан ли жилец умершим (иногда новые сведения не сразу доходят до РСЦ) — данных о его смерти не было. Заказала справку о жилищной квоте, и выяснилось, что она начислялась на исчезнувшего человека. То есть он не просто имеет право жить в этой квартире, а ещё, возможно, и имущественные права на неё! А пропал гражданин сразу после приватизации, о чём свидетельствовали представленные документы и участковый милиционер после наведения соответствующих справок. Самое интересное, что нашим клиентом квартира была приобретена в собственность уже через много лет после пропажи одного из её жильцов.
Знал ли об этом наш продавец? Об этом история умалчивает. То ли не знал, то ли решил заключить столь сомнительную сделку на свой страх и риск.
С помощью представителей правоохранительных органов мы нашли координаты матери без вести пропавшего жильца. Женщина сказала, что ее сын «приженился» где-то в Грузии, лет двадцать назад, пару раз за это время звонил, жив ли — не знает. В общем ситуация непредсказуемая: жилец мог вернуться в любой момент и воспользоваться своими правами на эту квартиру.
Мы расторгли эксклюзивный договор на оказание услуг продавцу. Как и зачем он получил свой вариант развернутой копии лицевого счета, в которой не был зарегистрирован пропавший жилец — остается лишь догадываться. Возможно, он просто рассчитывал на леность агента.